«Никогда не любила девушек»: как появились на свет знаменитые «Маленькие женщины»
«Никогда не любила девушек»: как появились на свет знаменитые «Маленькие женщины»
«Маленькие женщины» до сих пор остаются одной из лучших книг для подростков, а современные режиссёры продолжают снимать экранизации романа, опубликованного в 1868 году. Но её автора слава «писательницы для девочек» совсем не устраивала. Наш блогер Дайана Лакоба рассказывает о жизни Луизы Мэй Олкотт.
Луиза Мэй Олкотт приехала в Европу отдохнуть. Но даже в Альпах автору не удалось избежать того, что в первую очередь истощило её: поклонников. Её последняя книга, «Маленькие женщины», стала бестселлером, а постоянный шквал писем от поклонников, визиты и требования времени подорвали её и без того хрупкое здоровье. «Не присылайте мне больше писем от таких чокнутых девчонок, — умоляла она мать в письме из Швейцарии в 1870 году. — Необузданные младенцы должны подождать».
«Младенцы» были поклонниками Луизы. И с тех пор, как вышла книга «Маленькие женщины», они засыпали её письмами с просьбой о продолжении. Луиза покорила воображение всего мира своей историей о храброй, любимой семье Марч и «Маленьких женщинах» — Мэг, Джо, Бет и Эми Марч, четырёх сестер, которые борются с жизнью, любовью и дружбой. Но реальная семья Луизы была бесконечно сложнее и даже интереснее.
Отец-трансценденталист и любящая мать
Луиза родилась в Пенсильвании в 1832 году и была одной из четырех сестёр, дочерей Амоса Бронсона Олкотта и Эбигейл «Абба» Олкотт. Бронсон, романтик-самоучка, подростком покинул свой дом в Коннектикуте, чтобы стать своего рода коммивояжером. Жизнь на дороге устраивала идеалиста и оптимиста Бронсона, но он был плохим продавцом и вскоре оказался в долгах. Это положило начало финансовой бесхозяйственности и бедности, которые будут преследовать его всю оставшуюся жизнь. Рождённая в относительном достатке и социальном престиже, Абба восхищалась любовью Бронсона к образованию и социальной справедливости. Супруги поженились в 1830 году.
Там, где Бронсон был рассеян, Абба была практична. Когда школы её мужа потерпели неудачу из-за его противоречивых методов обучения, она оказала ему моральную поддержку. Когда он разозлил родителей, приняв в свою Бостонскую школу афроамериканца, она поддержала его. И когда он погрузился в трансцендентализм — новое прогрессивное философское движение, которое подчеркивало самостоятельность, воображение и творчество, — она пошла вместе с ним.
Утопическая коммуна
Бронсон всегда искал способы претворить свои идеалы в жизнь, и в 1843 году он собрал свою семью и основал утопическую коммуну под названием Fruitlands в Гарварде, штат Массачусетс. Это была настоящая катастрофа. Хотя предполагалось, что это будет общинная ферма, Бронсон ничего не знал о сельском хозяйстве и отказывался использовать животных для обработки земли. Семья придерживалась вегетарианской диеты и избегала всех продуктов, полученных от рабского труда. Землю было трудно обрабатывать, и семья чуть не умерла с голоду. В конце концов этот эксперимент довёл брак Аббы и Бронсона почти до критической точки. Фруктовые земли потерпели крах в 1844 году всего через восемь месяцев.
Позже Луиза напишет сатирическое повествование о том, как её семья жила во фруктовых землях, под названием «Трансцендентальный дикий овес». В нём она изображает своего отца обреченным мечтателем, чьи философские воззрения не соответствуют суровому миру. «Мир еще не был готов к утопии, — писала она, — и те, кто пытался основать её, только были высмеяны за свои старания». Частным образом, однако, Луиза была гораздо более негативно настроена по поводу неспособности Бронсона содержать свою семью.
Три сестры и бедность
Даже после переезда в Конкорд, штат Массачусетс, семья боролась с бедностью. Бронсон, поглощенный делами, связанными с трансцендентализмом и аболиционизмом, редко работал, поэтому Аббе пришлось самой взяться за работу. Она стала одним из первых в Америке профессиональных социальных работников, а её дочери — Анна, Луиза, Элизабет и Эбигейл Мэй — работали гувернантками, домашней прислугой и учителями, помогая содержать семью.
Старшая сестра Анна, на которой зиждилась семейная жизнь Мег Марч из «Маленьких женщин», была талантливой актрисой, но считала, что единственный выход — выйти замуж, чтобы избежать бедности своей семьи. «У меня есть глупое желание стать кем-то великим, и я, вероятно, проведу свою жизнь на кухне и умру в богадельне», — писала она в своих дневниках.
Мало что известно о жизни Элизабет, третьей дочери Олкотта, которую её семья называла Лиззи. Её смерть в возрасте 22 лет от скарлатины опустошила Олкоттов, и ангельский характер Бет Марч в «Маленьких женщинах», которая, как и Лиззи, заболела смертельной болезнью, оказав помощь бедной семье, — это дань уважения Луизе к её сестре.
Эбигейл, более известная как Мэй, была младшей сестрой Олкотт. С финансовой помощью Луизы, которая добилась успеха как автор коротких рассказов, стихов и эссе, Мэй обучалась в Бостоне и Европе, получая признание как художник и общаясь с такими фигурами, как художник-импрессионист Мэри Кассат. В 1877 году одна из её картин была выставлена в Парижском салоне, и, будучи одной из немногих профессиональных художниц своего возраста, она боролась с дискриминацией в своей профессии и изо всех сил старалась помочь другим бедным женщинам заниматься искусством. Эми Марч, эгоцентричная художница, которая находит любовь у соседа семьи в романе, основана на Мэй.
Хотя Луиза была такой же независимой и талантливой, как Джо Марч, её литературный двойник, её жизнь была отмечена борьбой и горем. Во время Гражданской войны её лечили ртутью от брюшного тифа. Современные врачи считают, что она, вероятно, страдала аутоиммунным заболеванием, скорее всего, волчанкой. Несмотря на все проблемы со здоровьем, Луиза работала до изнеможения, пытаясь обеспечить семью.
Книга для девочек
В 1868 году издатель Луизы попросил её написать книгу для девочек. Сначала она протестовала, но нужда в деньгах заставила её подчиниться. Через несколько недель она закончила первый том «Маленьких женщин». «Я тружусь над ней, хотя мне это не нравится, — писала она тогда в своём дневнике. — Никогда не любила девушек и не многих знала, кроме моих сестер, но наши странные игры и приключения могут оказаться интересными, хотя я в этом сомневаюсь».
Скептицизм Луизы был беспочвенным: «Маленькие женщины» стал хитом продаж. Вскоре читатели потребовали продолжения
Луиза продолжила рассказ о Джо и её сестрах вторым томом «Маленьких женщин», которые последовали за девочками во взрослую жизнь и замужество. Она продолжала публиковать романы для девочек, но чувствовала себя стеснённой своим общественным имиджем как любимого автора детских рассказов. Её взрослая литература, которая исследовала проблемы любви, феминизма и философии, не стала в итоге популярной. А её здоровье, тем временем, было безвозвратно повреждено бедностью и тяжелой работой.
«Любой, кто мечтает о богатстве и силе, может быть предупреждён этой историей о женщине, которая так упорно боролась за деньги, что к тому времени, когда она достигла своей цели, она уже не могла оценить их преимущества», — пишет биограф Луизы Сьюзан Чивер.
Луиза так и не восстановила своё здоровье после успеха «Маленьких женщин», но её последние годы были не такими мрачными, как может показаться. Когда её сестра Мэй умерла в Европе в 1879 году, Луиза помогла ей вырастить дочь, Луизу Мэй Нирикер. Тяжелый труд и страсть Луизы продолжали жить в её племяннице — и в книгах, которые пережили её. Если бы не её необычная семья, не было бы Луизы Мэй Олкотт — писательницы, чьи произведения возникли из необычной жизни.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.