«Они убили Кенни». Почему подростки любят сериалы с чёрным, плоским и жестоким юмором
«Они убили Кенни». Почему подростки любят сериалы с чёрным, плоским и жестоким юмором
Подросткам по многим причинам нравятся язвительные и саркастичные шутки, колкие замечания и злая ирония: они помогают защищать свои границы и выражать негативные эмоции. Поэтому в определённый момент они увлекаются сатирическими мультсериалами, которые выглядят как безобидные, но на самом деле не предназначены для детей. Наш блогер Арина Даниелян размышляет, вредит ли подросткам «взрослая анимация».
С народной сатирой — дразнилками — ребёнок знакомится ещё в дошкольном возрасте, а с сатирическими произведениями — в школе: в начальных классах читает басни И. А. Крылова, в 8-м — «Недоросля» Д. И. Фонвизина, «Ревизора» Н. В. Гоголя, в 9-м — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, а в старших классах — М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова и других. Сатира высмеивает и обличает ошибки мироустройства, формирует в сознании школьника образ «правильного мира» и помогает прочувствовать нравы эпохи.
Однако, неприличная, едкая, беспощадная сатира, которую транслируют в сатирических мультсериалах, привлекает подростков гораздо больше, чем абсурд и ирония классиков. Но не потому, что они более злые, а потому, что они затрагивают актуальную повестку и подростковые проблемы.
Сатирические мультсериалы, которые пришли на российское телевидение в конце 90-х и начале нулевых годов, изначально были достаточно нишевым продуктом маргинальной культуры. Для миллениалов, а потом и зумеров, это были «Южный Парк», «Симпсоны», «Бивис и Баттхед», «Пол-литровая мышь». Со временем многие из них устаревали, стали появляться новые мультфильмы, в том числе отечественные — «Атомный лес» и «Подозрительная сова».
Как только сериалы стали транслировать по телевидению, общество разделилось на противников и защитников этих картин. Кто-то считал, что они, подобно играм-стрелялкам, делают подростков жестокими и телеканал «2×2», специализирующийся на трансляции подобных сериалов, неоднократно подвергался критике со стороны властей, общественных и религиозных организаций. Сотрудников обвиняли в преступлении против общественной нравственности, «пропаганде культа насилия и жестокости» и «нанесении вреда здоровью, нравственному и духовному развитию детей».
Но так ли они вредны для подростков? Конечно, подобные мультсериалы рассчитаны на зрителя, обладающего жизненным опытом и достаточными знаниями о мире и актуальной повестке. Но взрослыми их делают не только интимные сцены, насилие или нецензурная лексика, а также мысленные эксперименты на остросоциальные темы: от проблем образования и воспитания до войны и терроризма. К тому же, в мультсериалах всегда даётся однозначно отрицательная оценка деструктивному поведению героев, но чтобы считать её, нужно считывать второй слой иронии, заложенный сценаристами.
Несмотря на то что изначально эти сериалы рассчитаны на взрослых, их смотрит большое количество подростков
Узнав об этом, продюсеры стали чаще вводить в сюжет героев-подростков, с которыми юные зрители, которые тайком смотрят эпизоды, могли бы себя ассоциировать. Так, к примеру, в сериале «Царь горы» есть тинейджеры Бобби и, частично, Луэнн, в «С значит семья» — Билл и Кевин, в «Гриффинах» — Мег и Крис. А в некоторых сериалах сюжет и вовсе полностью посвящён жизни старшеклассников, как, например, в «Дарье» или «Разочаровании». Даже в сериале «Конь БоДжек», где нет героев-тинейджеров, большое внимание сценаристы уделили теме сложных отношений с родителями, влиянии детских психологических травм на взрослую жизнь, алко-, нарко- и игровую зависимости. А в сериале «Большой рот» — темам полового созревания, восприятия подростком своего тела и трудностей взросления.
Мультсериал может служить подростку обширным полем не только для анализа проблем, но также способом саморефлексии через смех и избавления от личных переживаний и предубеждений.
Даже если вы не видите ничего смешного в подобных сериалах и не любите юмор такого рода, попробуйте подумать о том, что они дают детям. Можете спросить ребёнка об этом напрямую или посмотреть вместе какой-нибудь эпизод и обсудить проблематику (только не закатывайте глаза, постарайтесь найти плюсы!).
Чем старше мы становимся, тем подозрительнее относимся ко всему новому, заранее видим его в чёрных красках
Эта проблема, кстати, тоже отражена в сатирических мультсериалах. Например, в «Южном парке» все школьники смотрят канадское шоу Терренса и Филиппа, туалетным юмором которого крайне возмущаются их родители. А в серии «Смерть» они так яро протестуют против телекомпании, «разрушающей мозг детей», что совсем забывают о своих детях. В итоге между героями происходит такой диалог:
Стэн: Если родители меньше будут волноваться о том, что их дети смотрят по телеку, и больше думать о том, что происходит у детей в реальной жизни, мир станет гораздо лучше.
Кайл: Да! А я думаю, родители так бесятся из-за телевизора, потому что держат его за няньку и главного учителя для их детей.
Кенни: А мне кажется, если предоставить родителям право решать, что смотреть, то телек можно вообще не включать. Будет полный отстой, потому что родителей возмущает то, что телевизор не хочет за них учить их детей.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.