Геймификация на уроке: как и почему это работает

2 556

Геймификация на уроке: как и почему это работает

2 556

На многих уроках учителя предлагают детям поиграть. Это может быть и интеллектуальная викторина, и подвижная игра, и даже игра в приложении на смартфоне. Наш блогер, педагог и мама Анастасия Дурягина, рассказывает о геймификации в образовании и о том, почему она эффективна.

С каждым годом учителю становится всё сложнее привлечь внимание детей к уроку. Завучи тоже понимают, что стандарты устаревают, потому что дети уже не такие, как пять-десять лет назад. Почти у каждого третьего ребёнка дефицит внимания, гиперактивность и потеря концентрации при выполнении конкретного задания, также есть высокочувствительные дети, для которых объём информации велик и они просто не справляются с этим (на «Меле» была статья, почитайте, интересно).

Современным детям трудно длительно контролировать процесс обучения. Это уже очевидно и преподавателям, и родителям, которые пытаются делать вместе с детьми домашние задания. Поэтому в разных странах учителя давно используют геймификацию в образовании как неотъемлемую часть самой системы. И этот приём действительно работает.

Кто придумал геймификацию?

Идея использовать игровые механизмы за пределами игровой индустрии появилась сразу у многих людей в разных странах и отраслях. Сейчас они есть повсюду: в бизнес-схемах, онлайн-курсах, вебинарах, открытых школах. Но включение игр в процесс обучения не ново. Ещё Ушинский рекомендовал включать в занятия игровые элементы, чтобы сделать обучение продуктивным. Он говорил, что игра ребёнку заменяет действительность, делает её понятной, потому что он сам её создаёт.

Мы в детстве играли в приставку, а наши дети увлечены симуляторами и квестами в приложениях на смартфонах.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. Игра способна перерасти в обучение, в творчество

«Даже если в школе ученик сделал всё правильно и получил хорошую оценку за контрольную работу, он не будет испытывать такое же воодушевление и эмоциональный подъём, как пройдя босса в любимой игре. Очень важно выстраивать учебный процесс так, чтобы ученики могли учиться на своих ошибках», — говорит дизайнер игр Рэндалл Фуджимото.

Сейчас большинство детей играет в MMORPG-игры (англ. massively multiplayer online role-playing game, «многопользовательские ролевые онлайн-игры») с одноклассниками, с друзьями из разных стран, например, в World of Warcraft. Существует достаточно много экспериментов, когда обучение представляется в виде таких игр. В книге The Multiplayer Classroom Ли Шелдон рассказывает о своём опыте создания курса по образу многопользовательской игры. Его курс стал успешным и показал хорошие результаты: выросла успеваемости учеников и их заинтересованности. Ему удалось привлечь внимание детей!

Одной из важных особенностей геймификации становится система оценок, основанная на этих пунктах:

  • существует балльная система;
  • в начале семестра ученики начинают с точки в 0 баллов;
  • каждое задание оценивается в определённое количество баллов.

Независимо от своих способностей каждый ученик знает, что находится в равных условиях с одноклассниками и у него есть только один путь — к хорошей оценке. Он может ошибаться сколько угодно раз, но понимая, что каждый заработанный балл ведёт к успеху, ученик перестанет бояться ошибаться и будет сосредоточен на обучении. Именно этого мы и хотим добиться в школе.

Ты не один, ты в команде

Значимым фактором такого формата обучения становится и командная работа. Часто в классе ученик должен отвечать на вопросы (устные или письменные) один, быть сам за себя, должен самостоятельно выполнять домашние задания. Есть простое объяснение, почему он этого не делает: ему скучно. Как компьютерные игры учат нас быть командой, так учёба в школе должна включать больше совместной деятельности. На мой взгляд, идеально соотношение 50 (работаешь один) на 50 (в команде). Тогда ученики будут более включёнными в изучение материала и заинтересованными в самом процессе.

У детей появляется возможность устанавливать собственные и командные цели в учёбе, которые станут выражением внутренней мотивации. Ученикам вообще важно понимаиь, в какой точке пути они находятся, сколько они уже прошли и куда направляются.

Согласно ФГОС, в начале урока учитель должен спровоцировать ситуацию, когда дети сами зададут вопрос и ответят, чем они, собственно, будут заниматься на уроке. У многих преподавателей уже заранее висит табличка на доске «Сегодня на уроке мы узнали… научились…». Но ученики ответили, прозвенел звонок, а на следующем уроке они уже не помнят, чему научились. Но зато на перемене геймеры с удовольствием рассказывают, какой уровень игры они прошли, трудный он был или лёгкий и почему. Они обсуждают это, потому что им интересно, они вовлечены в процесс.

Есть плюсы — значит, есть и минусы

  • Геймификация — это высокопсихологический принцип. Все мы знаем, что дети любят компьютерные игры и не любят учиться, поэтому идея привнести игровую динамику в классы и тем самым изменить процесс образования к лучшему звучит отлично. Но, если посмотреть глубже на социально-эмоциональный рост детей, мы должны противостоять негативным последствиям применения психологии игр в образовании.
  • Внешняя мотивация. Внешние награды, такие как оценки, карточки с отличием и так далее, конечно, необходимы, но более важна внутренняя мотивация каждого ученика к обучению.
  • Геймификация психологически подрывает поведение. Многие дети могут сосредоточиться только на получении наград (оценка, знак отличия, очки, баллы), но не на самом обучении.

Я как преподаватель немецкого языка постоянно использую игровые ролевые сюжеты. Почти на любую тему можно подобрать технологию, сделать маркеры игрового пространства. Это отлично способствует запоминанию лексического материала. Также ученики переживают ту или иную ситуацию, ошибаются, исправляются, запоминают модель поведения. Поэтому в своей практике я замечала только положительные результаты геймификации.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (Piki Superstar)