Как якутские сказки готовят детей к премудростям жизни
Как якутские сказки готовят детей к премудростям жизни
Как якутские сказки готовят детей к премудростям жизни

Как якутские сказки готовят детей к премудростям жизни

Что общего между Кощеем Бессмертным и сказками якутов

Татьяна Нохсорова

04.09.2016

Смерть не всегда страшна. Злой — не всегда значит плохой. Этим и другим премудростям жизни детей учат сказки. О том, как ребёнок понимает, что добро всегда сильнее зла, а смекалка и хитрость важнее физической силы, и почему важно детям передать народную мудрость, на примере якутских народных сказок рассказали эксперты Северо-Восточного федерального университета.

Что общего между Кощеем Бессмертным и сказками якутов?

Сказки, мифы, эпос — все родом из народа. Издревле якуты передавали их из уст в уста, от деда и бабушки к внуку. Учёные-фольклористы разделяют сказки на два вида: фольклорные и литературные. Фольклорные — сказки, испокон веков передававшиеся из уст в уста, которые рассказал информант. Учёные записывают их в том виде, в каком он излагает, с сохранением стиля речи, говора. Фольклорную сказку в литературную превращает писатель, излагающий историю в своей интерпретации: делает её интересной для читателя, а именно для маленького ребёнка, который знакомится с книгой.

«Якутские сказки многое переняли от народов, проживающих по соседству — эвенов, юкагиров и других. Есть и русско-якутские взаимосвязи, особенно в волшебных сказках. Этот жанр легко перенимает элементы другой культуры, поэтому нередко в якутских сказках мы можем узнать Кощея Бессмертного, Бабу-ягу в трансформированном виде», — говорит Надежда Павлова, младший научный сотрудник сектора фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН.

Как устроена кочевая школа в Якутии

Впервые якутские сказки вызвали интерес у фольклористов в середине XIX века: революционер Иван Худяков начал их записывать, будучи в ссылке в Верхоянске. В 1890 году вышел сборник «Верхоянские сказки», с него и начался путь сказок в науку — их стали собирать, обсуждать, анализировать. Так мудрость народа нашла свой путь в бессмертие.

Почему дети любят сказки?

По словам профессора Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Галины Поповой, сказка — это цельное произведение, в котором нет ничего лишнего. «В народных сказках сокрыт глубокий смысл, знаки, которые открываются только носителю этого языка. Почему дети просят одну и ту же сказку рассказывать по нескольку раз? Как говорят психологи, чтобы сделать незнакомое, новое понятие „своим“, ввести в своё сознание, нужно повторить его от 20 до 24 раз. То есть ребёнок хочет усвоить всё, что говорится в этой истории», — считает она.

Дети любят сказки о животных: как правило, все малыши знают и любят зайца, медведя, лису, мышей, поэтому в игровой форме им проще освоить премудрости фольклора, говорит воспитатель детского сада «Мичээр» («Улыбка») города Якутска Парасковья Дьяконова. «Родителям нужно перед сном или по вечерам рассказывать сказки, если ребёнок просит. Это можно делать и в виде небольшого театрального представления. Тем более сейчас много красочных и ярких книг», — советует воспитатель.

Что символизируют герои сказок?

Сказки учат детей мыслить, рассуждать. «Истории о животных готовят к жизни. Почему лиса обманывает? Почему медведь всегда остаётся лопухом? Ребёнок понимает мораль этих сказок и, попав в определённую жизненную ситуацию, может на подсознательном уровне вспомнить эти уроки. Он поймёт, что его могут обмануть, что в жизни встречаются люди злые и корыстные. И он может обойти эту ситуацию, вовремя вспомнив давно знакомую историю», — говорит профессор Галина Попова.

Свою вековую мудрость якуты передавали не наставлениями, поучениями, а через фольклор. «Сказки несут в себе тонкий психологизм. Наблюдая за характерами, поступками зверей, ребёнок знакомится с окружающим миром. Возьмём якутскую сказку „Как ворона стала чёрной“. В ней рассказывается, что раньше ворона была белой. Птицы допытываются у вороны, как ей удаётся прилететь на Север первой после зимовки. Ворона не говорит им и каждый год хвастается, что она первая — и те в отместку бросают её в горящий костёр. Так у неё появилось чёрное оперение. Она так и не рассказала, как ей удаётся быть первой. Детям в саду рассказываем, что некоторые виды ворон зимуют на Севере — так попутно дети узнают об обитателях природы», — рассказывает Парасковья Дьяконова.

Какую практическую пользу несут сказки?

Сказки, несомненно, нужны для развлечения и обучения ребёнка. Одной из таких функций может стать, например, изучения сторон света. Воспитатель детского сада «Мичээр» однажды задумалась о том, почему якутским детям трудно даётся изучение сторон света, направлений. Видимо, в этом были виноваты сложности языка: если по-русски можно выразить направления предлогами, сторонами света, то по-якутски сложно объяснить маленькому ребёнку, чем отличается запад от востока.

«Это усложнялось тем, что дети в возрасте 5-6 лет видят мир зеркально: многие дети пишут буквы наоборот: букву „Я“ как „R“ и так далее. За основу мы взяли сказку „Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами“. Она живёт в юрте, дверь в которую у якутов всегда располагается с восточной стороны. Следовательно, сторона напротив будет западом. Дети очень быстро осваивают и запоминают такое обучение на сказках», — делится Парасковья Дьяконова.

Лариса Петухова, учитель начальных классов Легойской общеобразовательной школы Якутии на уроках использует мотивы сказок для обучения детей национальной культуре. Какие национальные блюда встречаются в народных сказках, из какой посуды ели предки, какую одежду носили — об этом узнают ученики младших классов.

4 способа превратить любой урок в игру

«Во время игры учащиеся проявляют заинтересованность, способны концентрировать свое внимание. Речь становится лучше, они самостоятельно делают выводы, расширяют круг интересов, задают больше вопросов. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются сами обслуживать себя, придерживаются правил», — резюмирует Лариса Петухова.

Почему в сказках есть жестокость?

Сказки, хоть и подразумевается, что сказываются для детей, иногда содержат очень жестокие сцены. Герои убивают друг друга, пожирают живьём. Лиса хитростью отправляет медведя к «поперечноглазым», то есть людям, и с радостью видит, как те подвесили шкуру убитого медведя. Естественная ли это жестокость? Как объяснить ребёнку, что такое смерть и почему можно убивать?

Как говорить с детьми о смерти

«Не стоит ребёнка ограждать от рассказов о смерти, пытаться всё подать в розовых тонах. Это естественная вещь, дети должны знать о том, что есть неминуемость законов жизни. Маленький ребёнок даже на примере мелких насекомых знает, что они умирают. Каждому человеку стоит помнить, что есть смерть и потери, чтобы ценить жизнь», — считает профессор Попова.

«Проявление жестокости — это архаичное явление. Дети любят смотреть боевики, ужастики, играть бакуганами, смотреть тот же „Наруто“, где тоже есть негативные явления жизни — возможно, через них дети выводят свою агрессию. Герои сказок похожи на нас, людей. Каждый из них преследует свою цель: кто-то борется за свободу, за право существования, кто-то ищет невесту или жениха. В сказках нет призыва: „Убивай, как они“, каждая история чему-нибудь да учит», — говорит Надежда Павлова.

Будут ли сказки у нового поколения?

Люди постепенно забывают сказки. Родителям недосуг проводить вечера с книгой, проще вручить ребёнку телефон или планшет. Современные бабушки и дедушки активно работают, а не нянчат внуков. Что делать, чтобы сказки не были забыты? Нужно возрождать семейное чтение, говорят эксперты. «У каждого ребёнка есть любимая сказка — сказка на ночь, которую читает мама. Процесс чтения имеет и серьёзный психологический подтекст: ребёнок становится ближе к родителям, успокаивается перед сном. Всё, что усваивается в раннем возрасте, „всплывает“, когда человек становится взрослым. Ребёнок, впитавший в себя народные сказки, обряды, песни в детстве, вспомнит их, став бабушкой, и расскажет эти сказки уже своим внукам», — уверяет профессор университета.


Комментариев пока нет
Больше статей