Трансформация Золушки: от египетской рабыни до бодипозитива и смены пола

Трансформация Золушки: от египетской рабыни до бодипозитива и смены пола

14 368
2

Трансформация Золушки: от египетской рабыни до бодипозитива и смены пола

14 368
2

Это только в сказке Золушка преображается по одному взмаху волшебной палочки. В жизни метаморфозы с героиней происходят постепенно, вместе с развитием общества. Журналист Инна Прибора исследует тернистый путь героини за последние сто лет — от нежной фемины к дерзкой хулиганке, Золушке-гею и бодипозитивной красавице.

Египетская и итальянская родня

История Золушки — чуть ли не самый известный бродячий сюжет в мировой культуре. Люди рассказывали эту историю в более чем 1000 версий. Одна из них была записана греческим историком Страбоном в I веке до н. э. Девушку Родопис похищают в рабство в Египет. Тут объявляется волшебный помощник, орел, который относит ее сандалию царю Мемфиса. Тот по форме сандалии понимает, что девушка — его судьба, и женится на бывшей рабыне. Справедливость восстановлена: Родопис становится царицей и, что особенно приятно, после смерти удостаивается погребения в пирамиде из черного эфиопского камня.

Если сейчас закончить сказку таким образом, ваша дочка, радостно играющая в диснеевских принцесс, наверняка будет озадачена или даже расстроится. Сегодня вообще не принято заканчивать счастливые истории процессом мумификации главного героя. Сказка укладывает сюжет в обрамление, созвучное эпохе и склонностям автора.

У неаполитанского писателя Базиле, жившего на рубеже XVI–XVII веков, героиня Цецолла (или Зезолла) вместе с няней ломает шею мачехе крышкой сундука

Это действие прекрасная дальняя родственница нашей Золушки сопровождает бранными словами и незатейливой простонародной лексикой.

Если бы Дисней брал за основу этот вариант, предпочтя его сказке Шарля Перро, то вместо романтической фемины у нас была бы рыгающая героиня ситкома. Впрочем, возможно, все еще впереди.

Иллюстрация Гюстава Доре к книге Шарля Перро «Золушка»

Родители расстраиваются, когда, рассчитывая поразить ребенка тыквой и феей, по ошибке берут с полки сборник братьев Гримм. Там вместо феи девушке помогает ее умершая мама, воплотившаяся в дереве. Но самое досадное другое: немецкие авторы наказывают мачеху и сестер с такой жестокостью, что просто кровь из глаз. В буквальном смысле: птички, сидящие на ветках орешника, выклевывают негодяйкам глаза — поочередно сначала левый, а потом и правый. Перед этим девушки, пытаясь засунуть ступню в маленькую туфельку, отрезают себе то пальцы на ноге, то пятки.

Из грязи в князи

Самая привычная нам Золушка живет в книжке Шарля Перро, в фильме 1947 года Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро по пьесе Шварца и, пожалуй, в мультфильме Диснея 1950 года.

Это канон: Золушка милая, добрая даже к врагам и удивительно красивая. Но именно такое представление сегодня вызывает споры. Феминистки, которые замечают, что дочка потянулась к полке с диснеевскими принцессами, тревожатся, что младшие получат неправильное послание: «Будь худой и послушной, одевайся правильно и женственно. И когда-нибудь на твоей улице зазвенит тыква».

Кадр из мультфильма «Золушка» (1950)

Впрочем, нам вообще свойственно переживать из-за воспитательного эффекта сказок. В прошлом году, например, зампред ЦБ Шевцов заявил, что сказочные образы мешают россиянам развивать навыки финансовой грамотности. Он сослался на золотую рыбку и Емелю и сообщил, что пора перестать «обучать детей халяве».

«Золушку» тут тоже можно упрекнуть в недостаточной деловой хватке. Ну чем ты занималась? Ждала принца и чистила картошку?

Ни одна эпоха не обходится без сказки о Золушке, оставляя сюжетный костяк и добавляя новые трендовые элементы к ее образу. Но почему нас так захватывает этот сюжет? По мнению Уилла Стора, автора книги «Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории», мы по природе одержимы вопросами статуса.

Конструкции, которые эксплуатируют подобное изменение — из грязи в князи, — всегда будут в зоне нашего внимания. Это общая черта нашего восприятия — склонность ощущать себя людьми с невысоким статусом, втайне понимающими: я заслуживаю куда большего. Поэтому так легко отождествлять себя с героями-аутсайдерами, а затем радоваться, когда они получают свою заслуженную награду.

Драться и носить принца на руках

Наиболее любопытные трансформации (простите, Родопис и Цецолла) происходили с образом Золушки с середины XX века и продолжают происходить сегодня.

Удивительно, но каноническая принцесса Диснея из 1950 года тоже была в своем роде переворотом. После десятилетия засилья моды в строгом военном стиле — простой крой, минимум карманов и оборок — на экранах появляется принцесса в рюшах и фестонах. Историки моды считают, что переход от суровой моды к романтичной случился отчасти благодаря образу Золушки в пышном платье с тонко затянутой талией. Не случайно Dior следом выпускает коллекцию свадебной одежды с названием «Cinderella».

Мы не умеем рассказывать сказку, не меняя ее в угоду социальным трендам, даже если это сказка-балет

На ленинградских постановках Прокофьева в 50-х годах принц показан венценосным бездельником, который презирает и этикет, и трудовой народ — работников дворца. Оказывается, балетмейстеры и танцоры так пытались заострить внимание на разложившихся элементах — элите и выделить положительные черты простых людей.

Кадр из фильма «История вечной любви»  (1998)

Расцвет феминизма на Западе не мог не затронуть Золушку: оставлять ее покладистой девицей при новых вводных было решительно невозможно. Ярче всего это продемонстрировал голливудский фильм Э. Теннанта «История вечной любви» 1998 года. Золушка в исполнении Дрю Бэрримор всюду таскается с томиком «Утопии» Томаса Мора и озабочена проблемами социальной справедливости, время от времени вступая с принцем в перепалку на эту тему. Красноречива и первая встреча с ним.

Принц, как подобает, скачет навстречу Золушке на коне, в развевающемся плаще, но героиня метким броском яблока сбивает его наземь: она подозревает, что коня принц украл

Вообще, Золушка здесь не промах: она способна уложить мощным хуком сводную сестру, залезть на дерево в одном белье, переплыть реку, спастись от насильника («Мой отец научил меня обращаться с оружием!»). А когда на принца и Золушку нападают разбойники (ну да, молодые люди просто гуляли по лесу, а перед этим ходили в библиотеку, да, в средневековую библиотеку при монастыре, а что такого?), Золушка договаривается с главарем, что уйдет с тем, что сможет унести. И уходит, взвалив на плечи безвольно повисшего принца. Разбойники хохочут; зрители, у которых есть дочки в розовых платьях, потирают руки: «Видишь, да? Даже если ты принцесса, ты должна уметь за себя постоять!»

Ну и в целом выйти замуж за принца в «Истории вечной любви» — не очень заманчивая перспектива. А про принца можно сказать определенно только то, что он любит сбегать от родителей и еще не разобрался в жизни.

Быть или не быть (собой)

В 2015 году Дисней выпускает еще один фильм, претендующий стать классикой. Режиссер Кеннет Брана делает настоящий многомиллионный блокбастер техничными чудесами, которые захватят не одних только юных принцесс. Здесь и фейерверки, и гигантский замок в мраморе, и фантастические наряды. На одно платье Золушки ушло более 240 метров ткани и 10 000 стразов. А чего стоит комическая, но донельзя волшебная сцена с феей-крестной (Хелена Бонем Картер): раздувающиеся тыквы, превращения ящериц-лакеев, снопы искр…

Но о чем эта «Золушка»? Какое сообщение она нам несет? Тут авторы решили не заставлять зрителей особенно раздумывать. Несколько раз героиня повторяет на камеру секрет своего успеха: «Будь сильной и верь в добро». Да, теперь она не носит принца на руках, но изо всех сил защищает свою самость. Декларируемая ценность — быть собой, справляясь с любыми невзгодами, смотреть вперед с оптимизмом.

Вряд ли кому-то захочется с этим спорить, однако следующие версии сказки — а они ведь о том же самом: человек должен быть собой и отстаивать себя — могут вызвать у консервативной публики больше вопросов.

В августе 2021 года издательство Disney Publishing, «дочка» студии Disney, выпускает книгу о бодипозитивной Золушке

Та с любовью относится к своему телу, хотя по стандартам принцесс, привыкших разгуливать на хрустальных каблуках, она крупновата. Но это не мешает Синди (так зовут Золушку) участвовать в конкурсах и реалити-шоу, открыто демонстрировать свое тело. Кроме того, у нее много работы: выпускница школы дизайна туфель, Золушка вынуждена работать с мачехой, продюсером тех самых популярных шоу. Можно представить заранее, сколько боли и страданий способна принести эта ситуация.

Обложка к книге «Если туфелька подойдет» / Джули Мерфи / Disney Publishing

Еще одна версия сказки, анонсированная 2021 годом, называется «Сникерелла», и, как ясно из названия, хрустальные башмачки здесь окажутся заменены спортивной обувью. Песня «Встаньте, дети, встаньте в круг» получит новое звучание: теперь балы будут проходить в субкультуре современного Нью-Йорка. Героиня превратится в афроамериканского подростка Эла, который грезит производством кроссовок, а пока, в ожидании лучшей доли, трудится на складе.

В Венгрии вышла книга «Сказки для всех», но, как показал последующий скандал, они оказались все же не для всех. В ней Золушка — парень, который находит свое счастье с принцем.

Всем сестрам по серьгам

Когда-то, по словам исследователей, сюжет с обездоленной девчушкой отражал разложение патриархального уклада семьи. Сегодня сказочная фабула может работать как демонстрация многих вариантов семейных форм и отношений. Очередной ремейк выйдет в 2021 году. Мюзикл, режиссером которого выступит Кэй Кэннон, в частности, по-новому осветит роль феи-крестной. Ее исполнит темнокожий открытый гей Билли Портер, тот самый парень, что является на красные ковровые дорожки в пышных платьях. И вряд ли он будет играть неприметную старушку.

Всякая тенденция может быть обыграна вечным сюжетом. В 2006 году вышел южнокорейский хоррор «Золушка», в котором девушки, увлеченные пластической хирургией (читай: красотой), попадают в руки убийцы. Жутким хирургом оказывается Золушкина мать.

Однажды Уолта Диснея спросили, какой у него любимый момент в истории мультипликации. Художник ответил: «Это момент, когда Золушка получает бальное платье».

Сегодня у Золушки множество лиц, и каждый может выбрать самый трепетный для него момент: получение кроссовок в нью-йоркском подвале, победа в конкурсе плюс-сайз, попадание принцу яблоком в глаз или встреча с экстравагантной феей. И пусть никто не уйдет обиженным.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(2)
Подписаться
Комментарии(2)
ДУМАЮ, ЧТО ЭТО ОЧЕРЕДНАЯ ШИЗА ПУТИНА…СКОЛЬКО УЖЕ ГАДОСТЕЙ ПОЛУЧИЛИ ОТ НЕГО…ОДНОЙ БОЛЬШЕ…МОЖЕТ ВЗРОСЛЫЕ ЗАЧЕШУТСЯ?
Развитие сюжета движется в сторону 150-килограммового гомосексуального афроамериканца-зоофила, который раньше был женщиной и который в конце выходит замуж за породистого кобеля-медалиста… Хэппи энд.
Больше статей