Написать в блог
«Предотвратить, забить, исправить»: как реагировать на критику, чтобы не свести себя с ума
личный опыт

«Предотвратить, забить, исправить»: как реагировать на критику, чтобы не свести себя с ума

Ольга Романова — о том, почему критику важно вовремя услышать (и ни в коем случае не бояться)
11 205
14
Кадр из фильма «Служебный роман» / Фото: Мосфильм

«Предотвратить, забить, исправить»: как реагировать на критику, чтобы не свести себя с ума

Ольга Романова — о том, почему критику важно вовремя услышать (и ни в коем случае не бояться)
11 205
14

«Предотвратить, забить, исправить»: как реагировать на критику, чтобы не свести себя с ума

Ольга Романова — о том, почему критику важно вовремя услышать (и ни в коем случае не бояться)
11 205
14

Слышать замечания в свой адрес всегда неприятно, особенно если ты их не ждёшь (а так обычно и бывает). Но критика сопровождает нас примерно с детсада и не кончается, кажется, никогда. И причём главный критик — это мы сами. О том, как научиться воспринимать критику и извлекать из неё пользу — рассказывает Ольга Романова.

Давайте сначала определимся в терминах, о чём это мы тут.

Один мальчик занимался в театральной студии. Вышел спектакль, театр опубликовал на своём сайте фотографии. Одноклассник мальчика перепостил фото у себя в фейсбуке. Фотография почему-то не понравилась почти всем участникам постановки, и одноклассники попросили её убрать. Автор поста упёрся. Ему объявили бойкот. Наш мальчик оказался единственным, кто поддержал автора поста. И бойкот был объявлен им двоим.

Это тяжёлый случай, это конфликтология. К критике это имеет отдалённое отношение. Всё закончилось хорошо, но обиды и осадок остался, конечно. Примерно такой же осадок может быть и при критике, особенно незаслуженной.

А вот случай чистой критики.

Писатель написал книгу, критики её разругали. Писатель умер в нищете, а потом оказалось, что он гений, но он об этом уже не узнал. Многие творцы сталкиваются с проблемой непонимания. Это большая проблема творчества, непризнанных гениев, взаимоотношения Поэта и Публики.

«Поэт идёт: открыты вежды, / Но он не видит никого; / А между тем за край одежды / Прохожий дёргает его…» (Александр Пушкин «Египетские ночи»).

Эту тему мы здесь тоже разбирать не будем. Потому что если уж вы непризнанный гений — ну привыкайте. Судьба.

Давайте просто про критику. Тебе сказали, что ты не такой, как ожидалось. Толстый, ленивый, неумный, неудачник, бездарь и так далее.

Есть три пути: забить, предотвратить, исправить. Просто надо правильно выбрать. Есть и четвёртый путь — не справиться с этим

У моих друзей идеальный сын-подросток. Красивый, умный, успешный, воспитанный. И моих друзей это чрезвычайно беспокоит. Я спросила — почему.

«Знаешь, это потому, что я помню Яшу, — ответил отец идеального подростка. — Мы росли вместе, Яша был лучше всех. Яше всегда говорили, что он должен был лучше всех, потому что он единственная надежда родителей. Яша должен был стать лучшим врачом. Он поступил, он окончил, он поступил в ординатуру, когда никто не мог. Он писал диссертацию, и у него была прекрасная невеста. За неделю до свадьбы Яша вышел из окна. Он оставил записку — он больше не мог, у него кончились силы быть лучшим. Он вовсе не завалил какой-то дурацкий экзамен, впервые в жизни. Ему сказали на экзамене, что он не лучший. Не потому, что он не знает. А потому, что у стоматолога не может пахнуть изо рта».

Всё когда-нибудь бывает в первый раз. Главное, чтобы этот раз не стал причиной отмены жизни. В любом варианте — выхода из окна, выхода из себя, ухода в себя, разрыва шаблонов, разрыва отношений.


… Лето, жара. Сидим на веранде с очень успешным адвокатом, это красавец в возрасте, недавно ушёл в отставку. Я прошу его встретиться с человеком, которому нужна его помощь. Человек приходит, он несвеж, у него большие проблемы, кажется, он забыл принять душ. Беседуем. Во время беседы адвокат время от времени переходит на байки. И в числе прочих очень небрежно говорит: мол, когда я был молод, я хотел в совершенстве выучить английский, отправился в Англию, это была авантюра, у меня не было денег, и я жил в семье англичан, которые хотели выучить мой язык (адвокат — француз). До этого он где-то прочитал, что англичане моются не каждый день, а раз в два дня, и стал делать так же. Через неделю английская семья сказала ему, что есть расхожая притча, будто бы англичане не моются каждый день, не надо верить выдумкам. Будущий адвокат моментально уловил намёк и больше на чистоте не экономил, все были довольны.

Наш визави намёка не понял, и в итоге адвокат отказался с ним работать: «Я же не могу ему открытым текстом сказать, что он грязнуля, и меня мутит».

Конечно, нет. Сказать это очень трудно, практически невозможно. Это будет не критика образа жизни, а чистое хамство. Но ведь адвокат это сказал при первой встрече. Но немного по-другому. И остался не услышан. А ведь адвокат дал отличную лазейку. «Я был такой же, я не мылся. Мне казалось, что это правильно. Но мне аккуратно объяснили. Вот примерно как я сейчас». Отличный адвокат международного уровня готов был работать с человеком в беде бесплатно. Потому что он ушёл в отставку и помогает теперь людям из любви к искусству и к человечеству. Но в этом случае — не смог. Хотя пытался объяснить, что его смущает.


Критики как таковой на пустом месте не бывает. Если вдруг ты услышал в свой адрес что-то до такой степени неожиданное, что хочется шагнуть из окна, значит, ты что-то пропустил. Не увидел, как сморщился носик у соседки, когда она зашла с тобой в лифт, был слишком занят собой и не смотрел на окружающих. Не увидел, как отодвинулась дама в метро, ты был погружён в свои мысли, ты плевать хотел на эту тётку. В конце концов, ты не услышал адвоката, который хотел, да не смог с тобой работать бесплатно, и это был твой шанс, ты упустил его. Ты был в своих проблемах, ты не услышал его, хотя он сказал чётко. И в конце концов, ты выходишь из окна, потому что любимая девушка вечером сказала тебе, что ты грязная свинья и её всё это достало.

Как она могла? Она могла. Хотя до неё были и другие, просто ты не услышал. Да и она пару раз до этого предлагала тебе сходить в душ, потереть тебе спинку, целовала в плечо и говорила, что от тебя пахнет троглодитом. Ты считал, что это комплимент твоему мужеству? Хрен-то.

Это была дружественная и любовная критика.

А потом кто-то не выдержал.

И сказал, что ты пахнешь. Что ты бездарный. Что ты тупой. Что ты толстый. Что у тебя ничего не получается. И не получится. В сердцах сказал. Потому что намеки ты пропустил. Не услышал.

Про бездарного и тупого рассуждать не буду. Раз уж ты здесь, дружок, и интересуешься чужим опытом — значит, не тупой. Эту тему закрываем, и берёмся за толстых.

Когда ты толстая одинокая дура, у которой нет и не может быть парня, а часики тикают — это так и есть. А когда ты слегка поправилась, но с сегодняшнего дня завязываешь с мороженым и делаешь планку хотя бы минуты три, и вообще многим нравятся девушки с попой, а парни просто боятся подойти к тебе, такой уверенной и немного бесшабашной, — это уже другой человек, у которого всё в жизни наладилось. Потому что проблема осознана. Она не пропала — но ты готов к работе с ней. И готов услышать про неё от других — хотя бы когда продавец в магазине принесет тебе не М, а XL.

И вот ещё правило. Победы, уверенность и шансы приходят тогда, когда ты решил уже одну проблему. Всего одну. Хорошую работу легче всего найти, когда у тебя уже есть одна хорошая. Деньги приходят тогда, когда они уже внезапно завелись. Парни идут косяками, когда у тебя уже есть один.

Важно сдвинуть мир. Можно начать с толстой попы. Можно с модальных глаголов в немецком. Лучше, конечно, и то и другое. И ещё это всё полезно для предупреждения удара

Надо бы всё это сделать до того, как какой-нибудь лось в пальто скажет тебе «Ты жирная», или снисходительно, с чувством глубокого превосходства поправит твою оговорку в немецком, который и правда у тебя не очень.

Ха, как говорили древние, «еврею нужно быть золотом, чтобы сойти за серебро» (это на самом деле Леон Харрисон сказал).

Это один из вариантов реакции на критику. На любую. Просто будь совершенством. Тебе трудно быть совершенством? Так это один из признаков совершенства! Не бойся критики — бойся её отсутствия. Значит, у тебя проблемы со слухом, с улавливанием признаков критики. Тебя бросили? Тебя уволили по сокращению штатов? А почему именно тебя?

Вот то-то.

Попробуй ещё раз, будь совершенством и прислушивайся. Может, ты не так хорош, чтобы каждую пятницу уходить на час раньше, а в понедельник приходить к обеду? Может, только ты один так делаешь, нет?

Прислушайся к людям, которые с тобой общаются. Дома, на работе, в универе, в компании. Прежде, чем они скажут тебе неприятное, они дадут тебе это понять. Ведь не так-то легко критиковать знакомого, а может и любимого человека открытым текстом.

Если ты не можешь соответствовать их представлениям о прекрасном — поменяй или их, или себя. А если тебя учат жить совершенно незнакомые тебе люди — бабки у подъезда или комментаторы в фейсбуке — забей и забань. Это аксиома.

И живи себе дальше. Живи и слушай. Улавливай намёки. Так ты сможешь встретить достойно не только критику («Вот Вы, Иван Петрович, критиковали мое произношение, а я уже записался на курсы»), но и заметить ещё много чего интересного. Любовь, например, начинается очень похоже. Со взглядов и намёков.

Иллюстрации: iStockphoto (jossdim)

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(14)
Комментарии(14)
>«Вот Вы, Иван Петрович, критиковали мое произношение, а я уже записался на курсы»
Пособие "Как потратить максимум усилий, чтобы нравиться всем, кроме себя".
+1
Умных и интеллигентных начинают любить только там, где они очень зачем-то нужны......Спасти- помочь- принести-отнести-перенести-поддержать - все глаголы относятся к воздействию вовне в адрес кого-то сирого и убогого.....и только тогда от тебя может пахнуть хоть не вытертой задницей. Когда пожарник тушит пожар, хозяе...
Показать полностью
+1
Отличная статья!
Показать все комментарии
Больше статей