«Цели воспитания меняются вслед за „вызовами“ исторического времени»
Блоги19.03.2021

«Цели воспитания меняются вслед за „вызовами“ исторического времени»

Антропология воспитания в русской культуре

Автор: Булгакова Ирина Анатольевна

О чем книга: анализ разных подходов к воспитанию в России и их отражения в культуре.

«Природа человека такова, что она нуждается в постоянном преображении. У человека есть потребность воспитывать и быть воспитанным. Вся философия эпохи Просвещения западноевропейской и отечественной убеждает нас в том, что психика человека пластична, а значит, он воспитуем, что не является очевидным».

«Как хорошо было бы, если наши дети понимали, что условия жизни не являются препятствием к внутреннему счастью».

«По нашему глубокому убеждению, проблема воспитания является национальной русской идеей, особенности которой позволяют понять природу и особенности национальной культуры».

Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики

Автор: Коротких Ольга Валерьевна

О чем: традиция воспитания детей в духе миролюбия, сложившаяся в русской народной педагогике; последовательное рассмотрение основных средств воспитания миролюбия в народной педагогике — народной культуры труда и праздника, детской игры и народной игрушки, устного народного творчества.

«Сама история многонациональной России, возникшей и существовавшей в суровых природных условиях и враждебном окружении, требовала установления таких форм жизни, в которых социальная, национальная и религиозная терпимость, психологические установки на достижение согласия и примирения оказывались совершенно необходимыми для самого выживания народа. Но наряду с объективной историей большое значение имеет и её осознание в различных образах культуры, именно оно способно сделать историческое наследие действенным орудием воспитания, в частности — превратить „миролюбие“ из естественного требования суровой жизни, сложившейся в такой жизненной обстановке нормы поведения людей, в установку сознательной педагогической деятельности».

«Как и у многих первобытных народов, русские деревенские куклы были безлики: без носа, без глаз, безо рта. Лицо её, как правило, не обозначалось, оставаясь белым. Такой приём изображения мог, конечно, объясняться нежеланием или неумением мастерицы изображать черты лица своих героинь, однако возможно и другое объяснение. Мы полностью согласны с мнением Г. Л. Дайн, которая считала, что безликость народной куклы — это явный след древних анимистических воззрений славян. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, а значит, и недоступным для вселения в него злых сил и безвредным для ребёнка. Она должна была принести ребёнку радость, здоровье, мир, спокойствие, благополучие, а не служить вместилищем злых духов. Если провести этнографические параллели, то многие народы считали так: есть глаза — это идол, которого надо „кормить“ (приносить жертвы), нет глаз — это кукла, которой можно играть, а наигравшись, выбросить в траву. В безликости и проявляется, прежде всего, функция куклы как оберега. Однако со временем белое лицо, утратив свой древний смысл, стало просто неотъемлемым признаком кукольной красоты».

Воспитание ценностных оснований личности

Автор: Яковлев Сергей Викторович

О чем: формирование индивидуальной системы ценностей у ребенка.

«В развитии современного подрастающего поколения отмечается негативная тенденция к размыванию представлений о ценности жизни и важности бережного отношения к своему здоровью».

«Информационная культура личности сегодня, по нашему мнению, связывается со способностью человека не только грамотно владеть компьбтерными средствами, не только с подготовленностью к осуществлению быстрого поиска нужной информации, но и предполагает способность правально ориентироваться в огромном многообразии источников информации в целях решения поставленных перед ним как профессиональных, так и задач личного конструктивного развития».

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей