Написать в блог
Приключения в стране Вкуса

Приключения в стране Вкуса

Как превратить интернет в источник эстетических впечатлений, а не в селевой поток потакания простым и лживым образам?
Время чтения: 2 мин

Приключения в стране Вкуса

Как превратить интернет в источник эстетических впечатлений, а не в селевой поток потакания простым и лживым образам?
Время чтения: 2 мин

Многочисленные средства мультимедиа обрушили на человека такой поток визуальных образов и красочных мигающих картинок, что разобраться в их эстетической ценности неокрепшему взгляду ребёнка становится очень сложно. И тут обнаруживается его абсолютная всеядность в обозначении «красиво/не красиво», отрицание классических эстетических канонов и предпочтение, отданное банальной, плоской и дешёвой сентиментальной подделке.

Что делать нам с этой неистребимой тягой к свиньям-копилкам, милым котикам и розовощёким мордочкам, благополучно перекочевавших с ярмарочных плюшевых ковриков на просторы интернета?

Вкус — эстетическая категория. Согласно определению Канта, вкус есть «способность судить о прекрасном». Вкус, по выражению российского философа Виктора Бычкова, «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Универсумом». По определению, данному в Википедии, «всеядность и неразборчивость означает отсутствие вкуса, причиной которого является недостаточность интереса к данному виду творчества».

Пошлость — грубая дешёвая подделка настоящего, безвкусно-грубая, избитая, банальная, с дешевой сентиментальностью, заурядная, избитая, банальная, недалёкая, примитивная, плоская, вульгарная…

А что в этом плохого или вредного, пусть себе дети радуются?

Здесь всё не так просто и однозначно. Вкус учит отличать подлинную эмоцию и искренность от имитации и фальши, разбираться в подлинности чувств, не обманываться гламурным лоском, который выдаёт себя за современный стандарт красоты. Привыкая выбирать визуальные образы по предложенным фаст-фудным шаблонам, человек переносит эту ценностную шкалу в собственную жизнь, а это влечёт за собой совсем не безобидные ошибки. Это всё равно, что отправляться в морское путешествие со сломанным компасом и искажённым представлением о лоции.

Учителя только открывают двери, дальше вы идёте сами.

Китайская пословица

Вкус закладывается в детстве, вырастает он в ребёнке из интереса к прекрасному, в прикосновении к культурным ценностям в живописи и музыке, архитектуре и литературе, кинематографе и мультипликации, дизайне и литературе… Роль взрослого, который передаёт эту эстафетную палочку вкусовых предпочтений, является основополагающей. Важна и среда, в которой глаза ребёнка впитывают информацию, эмоции и оценки культурного ландшафта действительности.

На одном из занятий кто-то из моих учеников, не совсем правильно поняв задачу нашего проекта «Мои импрессионисты», выбрал в интернете за образец картинку, которая с его точки зрения была прекрасной. Я, обнаружив ошибку, решила вместе с другими детьми поразмышлять над этим изображением. Ничего отвратительного в этой картинке не было, за исключением исключительной слащавости и бездушной шаблонности, выбранного образа, безвестного автора. Собравшись вокруг, ребята поголовно высказали одобрение изображению. Были высказаны мнения, что мы видим «очень качественную рисовку», «рисунок фотографически точен», «персонажи милые и позитивные». Я растерялась… «А нравятся ли вам то, как изображают действительность импрессионисты?», спросила я, уже опасаясь их ответов. У нас принято говорить то, что думаешь, поэтому ответы были: «не очень», «они странные», «мне нравится», «как-то размазано», «не понятно, что нарисовано»…

А интернет, подчиняясь выбору большинства пользователей, пестрит глянцевыми и холодными образами, подмигивая одобрительно знакомыми до боли лубочными персонажами. Никто не говорит о том, что этим милым побрякушкам нет места в нашей жизни, но, как в сказке Евгения Шварца, тень должна знать своё место…

Я понимаю, что мы в самом начале пути. Что работать предстоит с уже сложившимися представлениями о прекрасном. Что согласие детей участвовать в погружении в классическую эстетическую среду часто идёт от привычки подчиняться учебным задачам.

Как это перевести в русло эстетического наслаждения подлинным и аутентичным образцам? Как будем разбираться в том, что такое Красота? Как синхронизировать эстетический компас современного жителя с культурным наследием человечества?

Как превратить интернет в источник эстетических впечатлений, а не в селевой поток потакания простым и лживым образам, превращающих ценностную шкалу в никому не нужный инструмент?

Для меня эти вопросы остаются открытыми. А для вас?

Блог автора в «Живом журнале»

Канал Telegram

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей