Написать в блог
Мир Чарли Н. Хольмберг: еще одна модель магической образовательной системы

Мир Чарли Н. Хольмберг: еще одна модель магической образовательной системы

Время чтения: 2 мин

Мир Чарли Н. Хольмберг: еще одна модель магической образовательной системы

Время чтения: 2 мин

Говоря о трилогии Чарли Хольмберг («Бумажная магия», «Стеклянная магия» и Master Magician), избежать сравнений с главной серией романов Джоан Роулинг не удастся, да, впрочем, и незачем. Некогда издательства, отказывающие в публикации «Гарри Поттера», заявляли писательнице, что никто не станет читать историю о школе волшебников, да еще и написанную женщиной. Так появился гендерно нейтральный псевдоним Дж. К. Роулинг и практически отдельное направление в детском фэнтези: книги о школах чародейства.

Чарли Н. Хольмберг — тоже девушка с мужским именем, которая пишет о школе магов. Правда, здесь ее заканчивают практически экстерном, так что детальных описаний атмосферы обучения в колдовской СОШ не будет. Зато будет необычный подход писательницы к вплетению волшебства в повествование, который и формирует сюжет. Обыкновенно есть два пути: полностью волшебный мир, где не нужно никому объяснять, почему заяц говорящий, а дуэли ведутся заклинаниями, и мир, где волшебное сообщество живет скрытно, контрастируя с банальной реальностью неволшебников.

Хольмберг же выбрала третий, магический реализм: в ее мире колдовство — еще одна профессиональная сфера, где можно получить образование и работу. Буквально: главная героиня, Сиони, выбирает между карьерой мага и повара (если на элитную волшебную школу бюджета родителей не хватит). Обыкновенные британские полицейские-бобби отправляют заколдованные записки по воздуху, а шины велосипедов буднично заговаривают от проколов. Здесь никто не грустит, не получив письма из Хогвартса, потому что эти письма пишутся самостоятельно.

Система образования тоже отличная от многопрофильного Хогвартса: базовые навыки колдовства ученики изучают за год-три, а дальше начинается профильное образование. Каждый выпускник поступает в подмастерья к состоявшемуся магу и за пару лет осваивает определенное волшебное ремесло. Система подмастерьев сразу же отсылает в старину, и правильно: дело происходит в альтернативной Британии начала XX века, и привычная образовательная схема любого кузнеца работает и для чародеев.

И тут мы подбираемся, пожалуй, к ключевой особенности мира Хольмберг: сущности волшебства. Так как здесь магия — ремесло, как гончарное или поварское дело, она сопряжена с ручным трудом и работой с материалами. Каждый маг имеет специальность — например, бумажная, стеклянная или даже пластмассовая. Принося своего рода присягу, чародей-подмастерье связывает свои абстрактные пока умения с конкретным материалом, становясь узким специалистом. Здесь магия не становится побегом в идиллический мир, а встраивается в реальность не только своим существованием, но и целью: приносить пользу обществу, улучшать быт и в целом жизнь.

В образовательной системе у Хольмберг есть и привычное нам разделение на престижные специальности и те, по которым вечный недобор. К примеру, героиня серии книг Хольмберг, Сиони, мечтала стать Плавильщицей, то есть работать с металлом и творить заколдованные пули, но из-за недобора среди Складывателей, то есть волшебников бумаги, Сиони направляют учиться именно бумажной магии по распределению. Звучит скучно, но, конечно, скучно не будет (иначе какая это сказка). И это очень хорошая мысль для детской литературы: любая работа достойна уважения и может быть по-настоящему интересной.

Все эти знакомые бытовые мелочи и детали реальной системы образования помогают поверить в магический реализм мира Хольмберг, и думать о колдовстве чуть менее романтически. Никаких единорогов и волшебных палочек не будет: магия — это сложная и красивая, но работа.

Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей