Почему мы считаем красивое красивым?

Почему мы считаем красивое красивым?

Время чтения: 5 мин

Почему мы считаем красивое красивым?

Время чтения: 5 мин

Что такое красота и почему она доставляет нам удовольствие? — Эти вопросы интересуют многих. Заинтересовали и британского ученого Семира Зеки.

Он исследовал обработку зрительной информации в мозге приматов и нашел универсальные природные механизмы зрительного восприятия. Он доказал, что чувство прекрасного заложено в нас самой природой. Соединив подходы нейробиологии, эстетики и когнитивной психологии, он создал нейроэстетику — раздел науки, объясняющий восприятие красоты человеком на уровне нервной системы.

Идеи нейроэстетики развил его коллега Вилейанур Рамачандран, изучающий зеркальные нейроны. Он научно доказал:

Зрительное восприятие — это не просто отражение увиденного в сознании, а толкование и суждение даже в простейшем акте восприятия. Не пассивная рефлекторная реакция сознания на поступающие данные, а активно формируемое в мозге мнение об увиденном.

Рамачандран сформулировал 9 законов нейроэстетики, которым подчиняется наше зрительное восприятие. Это решение проблем восприятия, отвращение к сходному мнению, максимальное смещение, контраст, симметрия, ритм и повтор, изоляция, группировка и визуальная метафора. Эти законы объясняют, почему мы считаем что-то красивым и получаем от этого удовольствие.

9 законов нейроэстетики

1. Решение проблем восприятия

Первый закон — решение проблем восприятия — сводится к тому, что наш мозг любит загадки, в том числе зрительные. Вспомните детскую игру пикабу, когда младенец смеется, закрывая глаза руками и открывая их. От природы нам нравится разглядывать картины, в том числе абстрактные. Сознанию человека нравится искать в них скрытые образы и разгадывать смысл.

В искусстве и внешности, нам больше нравятся секреты, недосказанность, поэтому, например, платье с глубоким вырезом красивее, чем нагота.

2. Отвращение к сходному мнению

Второй закон — отвращение к сходному мнению — связан с первым. Иллюстрируя его, В. Рамачандран приводит пример из своего детства. Он нарисовал рисунок с деревом между двух гор. Учитель объяснил ему, что это некрасиво, ведь в природе такая точка зрения почти невозможна. Наш мозг с подозрением относится к подобным совпадениям. Ему кажется, что это ловушка. Это выглядит неестественно, потому что природа разнообразна — это мозг усвоил за тысячи лет эволюции.

В таком случайном совпадении кругов с вырезами мозг человека видит треугольник:

В пятнах луны многие видят грустное лицо.

В произведениях искусства мы разглядываем знакомые образы, но слишком явные визуальные совпадения считаем некрасивыми.

3. Закон максимального смещения

Закон максимального смещения гласит: наиболее яркая реакция возникает на преувеличенную версию зрительного раздражителя. Птенцы чайки радуются, увидев клюв мамы, а точнее красное пятнышко на этом клюве («мама принесла еду»). Однако они также радуются обычной палочке с красной полоской. И приходят в полный восторг, если нарисовать две или три красных полоски на этой палочке.

Если мозгу что-то нравится, то мы хотим этого больше и больше.

Поэтому настоящие произведения искусства — это не просто копии объектов. Это сознательное преувеличение цветов, форм, движений и искажение реальности для создания преувеличенного зрительного стимула.

Следующие законы также связаны между собой. Это контраст, группировка и изоляция. Они сформировались в процессе поиска нашими предками еды, партнера или хищников в окружающей их среде. Приматы вглядывались в листву, траву, пытаясь увидеть интересующие их объекты.

4. Контраст

Принцип контраста помогал им отделить объекты от фона.

Мозг посылал сигнал радости, если обнаруживал искомое. И сегодня все изобразительное искусство построено на контрастных сочетаниях света и тени.

5. Группировка

Нейронный механизм группировки пятен в поисках очертаний предметов приводит к тому, что приматы радуются, когда распознают знакомые объекты в сочетании пятен. Также и наш мозг группирует мазки кисти в картинах. И мы так любим импрессионизм.

6. Изоляция

Принцип изоляции зрительного знака позволяет нам выделять главное, игнорируя остальное. Это необходимо мозгу, т. к. внимание — ценный ресурс, и фокусировка внимания нужна была нашим предкам, чтобы максимально быстро «выхватить» взглядом значимые признаки хищника (еды или партнера). В изобразительном искусстве мы также подсознательно ищем акценты. В картинах нас восхищает умение художника «ухватить» самое главное, например, передать характер человека с помощью нескольких линий.

7. Ритм, повтор

Ритм, повтор в нейроэстетике работает по аналогичной причине. Экономия внимания. Мозг пытается привести окружающий мир в систему, упорядочить визуальный хаос. Повторяемость объектов успокаивает, помогая мозгу предсказать, что будет дальше. Ритм в окружающем мире примата и в современной эстетике — это предсказуемость, упорядоченность и спокойствие.

8. Симметрия

Говоря о симметрии, В. Рамачандран ссылается на восприятие нашим мозгом внешности человека. Симметричные черты внешности говорят о здоровье, асимметрия ассоциируется с болезнью. Поэтому во многих произведениях искусства мы подсознательно тяготеем к симметрии, орнаментам и считаем их красивыми.

9. Визуальная метафора

Девятый принцип нейроэстетики — визуальная метафора — это связь несвязанных напрямую объектов. Ученые считают, что умение находить скрытые аналогии помогало нашим далеким предкам общаться в группе. Умение быстро и понятно объяснять свои идеи другим людям помогало выживать. Поэтому и сегодня визуальные метафоры так привлекательны для нас. Все мы знаем, как быстро тает мороженое в солнечный день, поэтому аналогия с глобальным потеплением понятна всем.

Другие примеры визуальных метафор — пистолет и сигарета как источник смерти, лампочка как метафора открытия, знания, лестница как метафора постепенного развития и карьеры. Во многих шедеврах заложены визуальные метафоры, расшифровка которых привлекает людей, и делает такие картины особенно красивыми.

Так 9 законов нейроэстетики помогают нам ответить на тот самый вопрос: что такое красота.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей