«Мы умели работать. Но не любили»: надо ли приучать детей к труду
Блоги10.12.2021

«Мы умели работать. Но не любили»: надо ли приучать детей к труду

И если да, то какой в этом смысл

Сегодня в школах нет дежурств. И никаких трудовых практик тоже. Хорошо это или плохо? Наш блогер Вадим Мелешко считает, что детей надо приучать к труду. Но во главе этой учебы (как и любой другой) должна стоять мотивация.

«Современные дети не приучены к физическому труду! Они не умеют и не любят работать!» Да, это правда. Но другая правда почему-то остается за кадром. Я сам из поколения детей, которых работать научили. Мы делали это порой не хуже взрослых. Но научили ли нас любить работу?

В сельской школе второй половины 70-х — первой половины 80-х годов работы хватало каждому. Например, мы все дежурили по школе и в кабинете: мыли коридоры и полы, стирали с доски, расставляли мебель, собирали и выбрасывали мусор из парт, протирали столешницы. Испытывали ли мы от всего этого радость и вдохновение?

Нет, конечно! Мы бы прыгали от счастья, если бы нас избавили от такого удовольствия

Осенью дети вместо уроков ездили помогать крестьянам бороться с урожаем. Я не оговорился, это часто выглядело именно так. Потому что картошку, которую после комбайна собирали взрослые, мы потом перебирали и ссыпали в кучи — так называемые бурты. Это у нас в стране была такая технология хранения корне- и клубнеплодов, когда дары природы просто оставляли под открытым небом, сверху присыпая соломой и землей для защиты от промерзания. В таком виде картофель или свекла лежали до следующего года.

Весной школьников опять приглашали на поле. Трактор снимал верхний слой бурта, и мы выбирали то, что осталось от прошлогоднего урожая. То есть, по сути, копались в сопревших клубнях и корнях, в грязи, слушая речи бригадиров и педагогов о том, насколько важную задачу мы выполняем. Разумеется, ведра с картошкой мы носили сами, ссыпали их в мешки, а мешки отволакивали в сторону. Никому и в голову не приходило возмутиться, мол, не детское это дело.

Надо — значит надо! Нравилось ли нам это? Глупый вопрос

Зимой перед нами ставили задачу собрать березовые почки для нужд фармацевтической отрасли. Кто не в курсе, это средство народной медицины, обладающее антисептическими, антиоксидантными, противовоспалительными и общеукрепляющими свойствами. Ученики начальной школы должны были набрать 100 граммов (маленький стаканчик — лафитник), ученики средник классов — 150, старших — 200 граммов (большой граненый мухинский стакан). В те времена считалось недопустимым взять и отказаться.

Вопрос обеспечения сырьем при этом целиком ложился на семью или самого ученика. Помню, как, вооружившись топором, проваливаясь в сугробах и теряя галоши, пошел в ближайший лес, залез в овраг, нашел несколько подходящих берез, обрубил нижние ветки, а потом волок все это назад, в избу. А ещё было немало тех, кто добросовестно перевыполнял норму и сдавал по два, а то и по три стакана! Их потом торжественно поздравляли на общей линейке. Но если бы нам всем сказали, что с этого года почки собирать не надо, гарантирую, не нашлось бы ни одного школьника, который не воспринял бы это известие с ликованием.

Каждый год по весне мы обычно сажали деревья и кустарники вокруг школы и в посёлке. Саженцами нас никто не обеспечивал — старшеклассники с учителем шли в лес и брали оттуда все, что плохо растет. А далее по сценарию: копаем яму, носим ведрами воду, сажаем, засыпаем, поливаем, вбиваем колышки и подвязываем саженцы. Сейчас березки, рябинки и липы, посаженные нами тогда, превратились в здоровенные деревья. Я всегда с гордостью рассказываю своим детям, что все это сажали мы. Но мы делали это, потому что понимали, что кроме нас, это никто не сделает. Хотя, если бы такой нашелся, мы бы его горячо поблагодарили за избавление от тяжелого физического труда.

Отдельная песня — летняя трудовая практика: школьник поступал в полное распоряжение учителя или сотрудника школы, который говорил, что надо делать. Были и групповые формы работы. Например, нас вполне могли запрячь на две недели помогать все тому же совхозу — полоть и окучивать свеклу.

На автобусах нас отвозили в поля, распределяли фронт работы, закрепляли за каждым грядки и вперед!

Работать мы умели. Потому что, повторяю, среди нас почти не было тех, кто, живя в деревне, был бы свободен от деревенского быта. Практически у каждого в семье были куры, утки, свиньи, козы, овцы, коровы, были сад, огород и дом с палисадником. А значит, нам по умолчанию приходилось помогать взрослым копать, сажать, полоть, носить воду, колоть дрова, поливать, косить, сушить, сгребать, таскать, копнить. Но я еще ни разу не встретил никого из сверстников, кто бы отказался от полноценного летнего каникулярного отдыха в пользу тяжелого физического труда на благо отечества.

Тут мы подходим к самому главному: я и мои сверстники делали всё это по вполне понятной причине — нам рассказывали о необходимости помогать государству, совхозу и школе, которые о нас заботятся. Мы постоянно читали и слушали о том, что геройский труд у нас в почете, а если тебе что-то не нравится, это твои личные проблемы, мало ли кому что не нравится. Мы должны исходить из принципов коллективной необходимости, а не собственных интересов!

Нам было интересно вовсе не это. Мы могли добровольно встать рано, если хотели отправиться на рыбалку или охоту, потому что это здорово. Кому-то доставляло удовольствие бегать целый день по лесу с корзиной или ведром, потому что собирать грибы или ягоды часто бывает в радость. Некоторые пол-лета провели, копаясь в машине или мотоцикле, но это были их собственные (или доставшиеся в наследство от старших) машины и мотоциклы, и возиться со своим железом, доводя его до ума, было куда интереснее, чем делать то же самое, но для чужого дяди.

Кстати, кое-кто из моих сверстников реально зарабатывал. Это все как-то оформляли, в конце месяца люди получали вполне конкретные деньги. Не такие большие, как у взрослых, но это были их собственные, честно заработанные средства!

За них можно было и потерпеть. Хотя делали это они тоже, честно говоря, от нужды

Но все это в какой-то момент накрылось, как говорится, медным тазом. Внезапно кому-то в голову пришла «гениальная» мысль, что дети должны только учиться, развиваться интеллектуально, а не вкалывать физически, их надо освободить от всего, что мешает процессу усвоения знаний и овладения новыми компетенциями. Потом ещё вспомнили о правах ребенка и объявили, что труд у нас может быть либо добровольным (не хочешь — не работай, никто не вправе тебя корить и винить), либо наемным (я сделал — заплати мне!). Причем всё это только с согласия родителей. И при неистовом нагнетании обстановки, когда людей то и дело бомбардируют истерическими сообщениями, типа «ученик помыл в кабинете пол и заразился черной оспой!», «мальчик поливал цветы в кабинете и выпал из окна!», «девочка сажала на пришкольном участке розу и лопатой ей отрезало ногу!», «школьники красили парты, надышались ядовитыми испарениями и попали в реанимацию!» и так далее.

Но что остается неизменным? Как ни странно, если ученик заинтересован в результатах своего труда, если он понимает, что это надо и ему тоже, у него будет стимул заниматься даже тем, что тяжело и сложно. Не исключено, что он в итоге сможет дойти до такого состояния, когда честно скажет: «Я люблю работать!»

Остается, правда, сущая мелочь — сделать так, чтобы он умел работать. Хотя с этим сегодня тоже проблемы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото на обложке: РИА Новости / Игорь Зотин

Комментарии(22)
Трудовым воспитанием называли организацию бесплатного детского труда. Этот труд не требовал квалификации, поэтому он использовался там, где сохранялась примитивная трудовая деятельность.

Умственный труд является основным видом деятельности в эпоху цифровой экономики. Труд из-под палки заменят автоматы с искусственным интеллектом. Труд должен быть в радость. Так можно ли приучить ребенка к интеллектуальному труду? Можно, в качестве примера я описал это на https://mel.fm/blog/yury-nikolsky/31476-ya-fantaziruyu--znachit-obuchayus.

В советской
школе была подмена понятий, когда использование бесплатного детского труда назвали трудовым воспитанием! Не было трудового воспитания, о чем сказано в заголовке: «Мы умели работать. Но не любили». Только подневольный человек займется тем трудом, который не любит. Но разве мы готовим наших детей к труду в тех местах, где применяют подневольный труд? Отменили детский труд, так как это труд раба и заключенного, а мы воспитываем свободного труженика.
Какая чушь! просто детям всегда даем ту работу, которую они смогут в силу своего возраста и ограничения во времени выполнить. Вы же не можете предложить ребенку поменять свечи в автомобиле. А вот подмести дорожку- вполне.
Вообще то то, что труд должен быть добровольным, это не только про права ребенка, но и про права человека вообще, в т. ч. ребенка. Физический труд это как раз не сложно, и даже не всегда тяжело, но то, что предлагалось в качестве «трудового воспитания» было всегда грязно, и часто бессмысленно.
Если ребенок увидит смысл в какой-то деятельности, он и без понуканий ее освоит и с ней справится, к тому же тот «физический труд» о котором вы ратуете, никаких особых умений не требует.
При моём отношении к принудительной школе, ответ очевиден. Если бы мои дети учились в типичной государственной школе, то их трудовым максимумом стала бы уборка за собою с доски. Всё остальное — по желанию, искреннему.

Например, если бы у ребёнка во время приёма пищи что-то упало со стола [например, тарелка или стакан] — не торопись, подожди. Если кто-то вдруг начнёт на тебя кричать или же попытается заставить (!) тебя убирать за собою самостоятельно [при этом без внятного объяснения причины почему это сейчас не может сделать специально обученный для этого человек, которому за это платят], то настойчиво отказывай и заодно сообщай об этом мне [раз учащегося слышать не хотят, будут разговаривать с законным представителем, готовым ставить агрессоров на место]. Если же всё спокойно, то можешь и убрать за собой, если желаешь. То же самое про «наследили мне тут, быстро убирайте за собой» и прочую самодурскую хрень.

Что касается всяких там субботников и прочей совковой лабуды… ответ вы знаете. Спойлер: в бюджете вашей школы должны быть на это деньги; если их нет, то где же они, а? Покажите отчётность, пожалуйста.

Ну и да. За «мальчики, принесите пожалуйста стулья [или ещё какую-нибудь хрень]» тоже метафорически надавал бы по башке.
Есть существенная разница между собиранием березовых почек по заданию партии и тем, чтоб убрать, что *сам* уронил. Последнее делают даже наследники престола в Британской Королевской семье, почитайте про их методы воспитания. Не убирать за собой — это либо беспомощность, либо мещанство.
Показать все комментарии
Больше статей