Применение технологий креативного мышления
Блоги18.06.2021

Применение технологий креативного мышления

статья

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Учитель, пытающийся преподавать без того, чтобы внушить ученику желание учиться, кует холодное железо.

Х. Манн

Сегодня преподаватель литературы поставлен в удивительные условия: он должен работать со всеми студентами при том, что книги читают единицы. Как правило, это не те книги, которые входят в программу образования. Часов на литературу в системе СПО выделяют мало, поэтому возможности прочитывать тексты на уроках нет. Спрашивается: как работать. За два часа в неделю в течение одного года можно только лекционно по верхам пробежать литературу двух веков. Но, мне кажется, такой способ преподавания превращает литературу в самый бездарный, никому не нужный предмет. Возвращаюсь к своему вопросу: что же делать.

Для меня ответом на этот вопрос стало применение на уроках технологии креативного мышления. «Креативность — не прихоть, и не роскошь, не абстракция, — это необходимость, продиктованная временем. На самом деле это фундаментальные навыки и компетенции». [2, 32] Изучая какое-либо произведение, студенты выполняют определенные действия, в результате которых создается оригинальная идея, имеющая ценность. Выполнение нетрадиционных заданий может пробудить у учащихся интерес к чтению.

Технологий креативного мышления много: ментальные карты, кластеры, технология ТРИЗ, метод проектов, система шести «мыслеварительных» шляп (Программа развития творческого мышления Э.Де.Боно), синектика (Уильям Гордон), «мозговой штурм» — и другие.

Поделюсь своим опытом применения одной из таких технологий на уроке. Мы изучали пьесу А. Н. Островского «Гроза». Это был второй урок по этому произведению, поэтому студенты понимали, в каком мире мы оказались, кто там действующие лица. Дома надо было пьесу дочитать, но, как обычно, прочитали её единицы, некоторые читали, но не до конца и, конечно, были такие, которые вообще не открывали текст. На уроке я раздели их на группы, проследив, чтобы в каждой группе были прочитавшие пьесу студенты, и предложила им на листе формата А4 зарисовать расстановку героев. Это техника визуализации мышления и альтернативной записи, ее можно применять для создания новых идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т. д.

Через минут пять-шесть я получила следующие результаты групповой работы:

Выглядят данные рисунки как минимум странно, но следует сказать, что студенты с удовольствием потом защищали свои работы, объясняя почему у них тот или иной герой в центре или с краю, большой или маленький, изображен именно таким цветом. Одна из групп придумала свой символ для каждого героя. При обсуждении учащиеся внимательно слушали друг друга, задавали вопросы, у меня всегда была возможность вмешаться и скорректировать то или иное утверждение. Урок прошел очень плодотворно: мы затронули многие вопросы пьесы «Гроза». После моих слов, что одна из групп буквально повторила идею с кокошниками художественного руководителя БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрея Могучего, две студентки в тот же вечер отправились в театр, купили билеты и посмотрели постановку пьесы «Гроза» в БДТ. На мой взгляд, это был успешный урок применения технологии креативного мышления.

Технологии креативного мышления позволяют повышать интерес к предмету, активизировать мышление студентов, стимулировать развитие творческого потенциала, обеспечить обработку информации, услышать различные мнения, высказать свою точку зрения.

При этом исчезает страх перед проверкой знаний, снижается психологическое напряжение на уроках, устанавливаются доверительные отношения между преподавателем и студентами, появляется возможность работать как с сильными, так и со слабыми студентами.

Конечно, нелегко подобрать ключик к творчеству того или иного автора, сделать так, чтобы применение технологии креативного мышления не превратило художественное произведение в фарс, но на то у нас и творческая работа, чтобы думать и искать. Всем коллегам вдохновения!

Список используемой литературы

Ландау, Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Робинсон Кен, Ароника Лу. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Суровцева, Н. А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей