Ваш Каменный Гость | Мел
Ваш Каменный Гость

Ваш Каменный Гость

Время чтения: 4 мин

Ваш Каменный Гость

Время чтения: 4 мин

Трагедия «Каменный гость» построена на «бродячем сюжете» о покорителе женщин Дон Гуане (иначе Дон Жуане). О нём писали роман в стихах, трагедии, драмы, в том числе с элементами комедии — одним словом, персонаж многогранный и неисчерпаемый. В данной трагедии противопоставлен Гуану Командор, точнее статуя оного. Есть ли разница? Посмотрим.

Гуан ведь не стандартный «бабник». Его особенность в том, что он всегда добивается того, чего нельзя добиться. Он изгнан из Мадрида за кровавую дуэль с командором Доном Альваром. Ему разрешено жить в любых городах и странах, но его влечет только Испания и только Мадрид, а в Мадриде он направляется к могиле Командора.

Стоит отметить такой эпизод: верный слуга Гуана по имени Лепорелло напоминает господину его любовную историю с некоей Инезой. Избалованный Гуан должен был бы, кажется, с похвальбой вспоминать эту грустную историю, а коварный покоритель женщин вдруг задумывается:

Бедная Инеза!

Ее уж нет! Как я любил ее!

…………………………………

Странную приятность

Я находил в ее печальном взоре

И помертвелых гу́бах.

И далее:

Муж у ней был негодяй суровый.

Узнал я поздно… Бедная Инеза!..

Немыслимо: «покоритель» Гуан способен на сочувствие к своим жертвам. Более того: если вчитаться внимательнее, станет ясно: если бы он знал заранее о жестокости мужа Инезы, наверняка оставил бы ее в покое.

Однако и грустит он недолго. Тут же, у статуи Командора, он видит облаченную в траур даму. Местный монах сообщает, что это вдова Командора Дона Анна, ежедневно посещающая могилу мужа. А еще от того же монаха он узнает о необыкновенной красоте вдовы.

Случайно ли, нет ли, но сердце пушкинского Гуана ранит «узенькая пятка» Анны, как и героя романа Достоевского «Игрок». Писатели, стремящиеся вглубь человеческих душ, как-то упорно цеплялись за эту «узенькую» пятку».

Далее Гуан произносит то, что менее всего ожидаем от него мы:

Слушай, Лепорелло,

Я с нею познакомлюсь.

Лепорелло новая авантюра не радует, но выбора у него нет.

Вообще Гуан склонен выбирать для прогулок места, наиболее опасные для него. Злейший враг нашего кабальеро — родной брат Командора. Его-то, Дона Карлоса, вероятнее всего встретить в доме актрисы, прекрасной и бесшабашной Лауры. Ее многое роднит с Гуаном, в первую очередь — бесшабашность, стремление делать шаг навстречу опасности, играть жизнью — и своей, и влюбленных в нее кабальеро. Встреча у Лауры двух врагов завершается, как мы и предполагали, гибелью Карлоса.

Интересно, что Лауру волнует не смерть молодого дворянина, а беспокойство о том, куда девать труп. Вот ведь штучка! Вполне под стать Гуану. Более того, Гуан всегда испытывает себя, идет туда, где его ждет опасность. В Мадриде тысячи красавиц, однако встреча лишь с одной грозит смертью — с Доной Анной. Он сумел познакомиться с ней немедленно (он все делает немедленно!), признается ей в любви и получает приглашение в дом. Уж ему-то хорошо известно, как важно брать крепость приступом.

Лепорелло ворчит:

Неужто!

О вдовы, все вы таковы.

Это слова пошляка. Гуан пошлостей не произносит. Даже когда приглашает на ужин в доме Анны статую Командора (именно статую!). Статуя кивает головой, и мы понимаем, что героев ожидают события страшные. Будь Гуан обычным пошляком, он бежал бы из Мадрида куда глаза глядят. Но Гуану трусить не позволит характер. Да еще все разгорающийся интерес к Доне Анне.

Анна во время ужина ни в коей мере не подозревает, что перед нею ее злейший враг, ведь Гуан назвался ей Доном Диего. Их беседа лишена любви, хотя Гуан (под именем Диего) и поведал ей о своей страсти:

Наслаждаюсь мо́лча,

Глубо́ко мыслью быть наедине

С прелестной Доной Анной.

Ложный Диего ведет речь в нужном ему направлении:

Я не должен ревновать.

Он вами выбран был.

И вот тут-то истолкование трагедии расходится. Большинство (моралисты!) уверены, что Анна лжет, легко изменяя мертвому Дону Альвару, и Статуя Командора явится, дабы покарать и развратника, и обманщицу. Зал аплодирует стоя, Статуя кланяется с букетом в руках. Все.

Только вот если выбирать это истолкование, Дона Анна должна ответить Лжедиего: «Ах-ах! Я так несчастна, я так любила бедного Альвара! Я не смогу другого полюбить. Вот только…только…».

Анна же произносит совершенно иное:

Нет, мать моя велела мне

Дать руку Дон Альвару,

Мы были бедны, Дон Альвар богат.

Где же здесь обман?! Это девчоночьи слова! Анна не лжет. Где бы ей обучиться коварству? В тишине и полумраке комнаты, окруженной всевозможными тетушками? Ее воспитали в послушании старшим родственникам, а потом мужу. Чувства ее спят, и бу́дит их Дон Гуан. Он потрясает душу Анны, открыв ей правду: он — Дон Гуан, и дает ей кинжал: пусть поразит грудь врага. Что может быть сильнее слов:

Я Дон Гуан, и я тебя люблю.

Грудь врага, открытая для удара кинжалом — сильное средство, а от ненависти до любви…

И мы почти забыли о страшных словах приглашения Гуана. А он является в самый неожиданный момент. Заметим: является не сам Командор, не его призрак, а тяжелый «каменный гость». Каменный моралист, убежденный: выдали юную девочку, не знавшую никаких чувств, замуж за немолодого, сурового Командора, вот пусть и любит по указке кучи родственников, и никак иначе. А после гибели мужа пусть запрется у себя в доме, завесит окна и курсирует до старости между домом, кладбищем и церковью. Согласны, господа моралисты?

И вот уже сокрушен последний бастион: «В залог прощенья мирный поцелуй…». И назначено новое свидание…

В этот момент и входит Каменный Гость. Анна умирает тут же — сердце ее не выдерживает подобного ужаса. Гуан вступает в последний поединок, победить в котором невозможно, но можно до последнего остаться человеком.

И еще заметим: умирает этот «развратник» со словами: «Я гибну — кончено — о Дона Анна!» Да может ли пустой развратник умереть с именем любимой женщины на устах?! Задумайтесь: может быть, наших героев погубило не отсутствие морали, а холодная, как камень, злобная людская сплетня? «Живи не так, как хочется, а как люди скажут». Будет больно, страшно, тяжело, зато тетушки под темными платками похвалят вас…

Да сбрось вы эту каменную руку! Живое — живым.

Кажется, я сбиваюсь на митинг. Извините — не хотела.

Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет