О воспитании подростков | Мел
О воспитании подростков
  1. Блоги

О воспитании подростков

Наставник не должен один всё решать и говорить, ему полезно слушать своего питомца
Время чтения: 6 мин

О воспитании подростков

Наставник не должен один всё решать и говорить, ему полезно слушать своего питомца
Время чтения: 6 мин

Каждый подросток мечтает, чтобы родители и учителя давали ему возможность свободно проявлять свою индивидуальность, позволяли отыскивать путь самому. Автор блога описывает один из примеров выхода наставника за приделы своего мировосприятия, для того чтобы услышать и понять своего питомца

На уроке в девятом классе мы обозначили: структура визуальной, литературной, музыкальной композиции (организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому) = структуре спектакля, фильма = структуре жизни (любой ситуации).

Ученики рассмотрели в учебнике пять произведений гениальных художников как отдельные кадры литературно-драматического произведения, на основе которого предлагается создать блиц-сценарий, сценарную запись будущего фильма о жизни.

Огромная энергия предложенных для рассмотрения произведений живописи должна уравновешивать большую внутреннюю энергию подростков. Слабость не для них.

Задание:

1.Точку развития убрать, т. к. имеется только пять живописных произведений.

2.Произведения распределить в порядке развития жизни.

3.Обосновать свой выбор — описать действия персонажей.

4.Защитить положения, описанные в своей сценарной записи.

5.При анализе помнить, что искусство — зеркало, в котором можно увидеть себя.

Точка «2» является точкой завязки спектакля, но и точкой выбора, критического анализа, или точкой принятия решения в любой жизненной ситуации. Точка «2» в проектировании называется выходами фаз, контрольными событиями, воротами фаз, воротами решений.

Зрительные образы оставляют более глубокий след в человеческих умах, нежели абстракция. Искусство учит жизни, причём разрешению нестандартных ситуаций, и подростковый возраст нуждается в подобных уроках. Обратившись к произведениям искусства, молодые люди будут общаться с великими душами разных веков.

Наставник должен не забывать, что учению могут быть отданы лишь первые пятнадцать-шестнадцать лет их жизни, а остальное предназначено деятельности.

Интересно, что каждый зрительный образ выступает в роли активного субъекта, раскрывая суть и опрашивая подростка-исследователя как свой объект изучения. А неопределенность общей композиции зрительных образов предполагает, что подростки, каждый по-своему, заполнят оставленные в композиции пробелы.

Буквальный смысл художественного произведения считается основополагающим. Но дети не пренебрегали и другими уровнями смысла ― нравственным, духовным, возвышенным, раскрытием судьбы человеческой личности. Каждому из них подростки отводят свою важную роль в интерпретации визуального образа, а значит, жизни.

Сценарные записи подростков

Настя Т.

«Я считаю, что первая картина должна быть «Над вечным покоем». Это хорошее начало истории. Спокойное, умиротворённое.

Примерно в этом пейзаже и появилось «Рождение Венеры» — памятное событие. Природа говорит о спокойствие, такая же и Венера.

Не бывает всё хорошо и идеально и уже на закате появился «Демон», такой сильный, независимый и одинокий. Наверное, он надзирает за девушками.

Портрет жены Рембрандта — как бы будущее Венеры. Понятно, что эти картины написаны в разные годы, но соединять их никто не запрещал.

Дальше «Девочка с персиками». На картине она смотрит вдаль, а вдруг она смотрит этот фильм, который я создала. По её взгляду ясно, что ей интересно. А это хорошо».

Существуют два равно значимых аспекта понимания и объяснения. Первый (у Насти и других девушек) предполагает личный, интуитивный подход, опирающийся на характерную способность женщин разбираться в людях. Такое понимание стремится к взаимопониманию или согласию.

Слава Р.

«Сначала был вечный покой. Потом случилось рождение Венеры, нарушившее этот покой. Вместе с Венерой появился демон. Через долгое время после этого появилась девочка (с персиками). И позже она выросла и стала женой художника».

Роман П.

Второй аспект понимания и объяснения (у Славы, Романа и других юношей) родственен традиционному процессу познания. Такое понимание основано на способности мужчин к критике и сравнению. Оба метода неразрывно связаны друг с другом. Жизнь ― целое.

Психологическая интерпретация стоит выше, когда язык искусства рассматривается исключительно в качестве средства передачи человеческих мыслей. Язык выходят на первое место (композиция Кандинского), когда личность человека и его произведение служат всего лишь поводом продемонстрировать все достоинства языка

Алина З.

Первый вариант выбора (цифры слева)

«1) Я выбрала эту картину т. к. сейчас она отражает моё расположение духа.

2) Эту ― потому что люблю работы этого художника.

3) Эта имеет мистическое значение.

4) А эта картина просто мне нравится.

5) Портрет жены художника у меня»

Алина не дописала сценарий, зачеркнула цифры, стоящие слева от плана выбора и уже написанный текст. Справа написала цифры нового порядка, обвела их в кружочек, поставила восклицательный знак (знак восхищения) перед новой сценарной записью.

»! Родилась когда-то Венера из пучины морской. Жила себе спокойно, пока не увидел её Демон. Околдовал он её своими демоническими силами, и стали они жить вместе в домике, с видом, как на картине «Над вечным покоем».

А по соседству с ними жила семья художников: муж, жена и дочь. И мы видим композицию их дочери с персиками. Висит эта картина у них в доме на стене рядом с портретом жены Саскии».

Замечательно! У Алины получилось два целостных образа. Первый состоит из двух равнозначных противоположностей (Венеры и Демона) ― завершённое развитие, покой (образ её расположения духа). Второй (художник, его жена и дочь) ― развитие жизни. Девушка рассказала о своей трансформации (от покоя к развитию) жизни не словами, а художественными образами.

Жанна Д.

«1) Покой ― начало всего, начало великой бури, начало жизни, начало чего-то по-настоящему грандиозного или наоборот крайне убого. Что вообще значит слово «покой»? Благое состояние души или затишье перед бурей?

2) «Девочка с персиками». Как раз после покоя и начинается жизнь. Девочка ― её начало.

3) «Рождение Венеры» ― взросление девочки.

4) «Портрет Саскии» ― зрелость.

5) «Демон» ― трудности, подстерегающие её в конце пути её жизни. Возможно, страх перед вечным покоем».

Все дети поняли по-своему картины великих художников, это объединило их с авторами. Понять ― значит поставить себя на место автора

Оля С.

«1. И.Левитан «Над вечным покоем». Был обычный день, вид на море.

2. В. Серов «Девочка с персиками». Она жила в этом доме. Её фотографировали потому, что она единственная видела рождение Венеры.

3. «Рождение Венеры» С. Боттичелли. Снежанна (которая с персиками) рассказывала это.

4. Женский портрет Рембрандта. Эта женщина была психологом. Она выяснила, что девочка рассказывала свой сон. И тогда всё стало на свои места.

5. С. Дали «Постоянство памяти». Это был её любимый и самый необычный сон (Оля взяла репродукцию с предыдущей страницы учебника)».

Лиза П.

«1) «Рождение Венеры» ― рождение девочки. Её жизнь как белый лист бумаги. Её жизнь в её руках.

2) «Девочка с персиками». Символ неопытности. Чистота, искренность. Без маски.

3) «Демон». Взросление, вхождение во взрослую жизнь, грехи, плохие поступки. Их обдумывание.

4) «Потрет Саскии». Мудрость, человек научен на своих поступках.

5) «Вечный покой». Смерть человека и весь его опыт остаётся у следующих поколений».

Сценарные записи и их защита ― это речь, пекущаяся об истине, она простая как безыскусное повествование.

Все сценарные записи целостны в своём развитии по спирали. В каждой работе искусно соединены начало и конец развития. Вечный покой + образ фильма у Насти. Целостность покоя + мудрость жены художника у Славы. Чистый лист бумаги + вечный покой у Лизы. Народная мудрость спрятана в сердце каждого ребёнка ― «одному началу не два конца». «Каково начало, таков и конец».

Жизнь предполагает вполне обычный уровень понимания, не имеющий ничего общего с искусством, пока человеку не встретится нечто, выходящее за рамки такого понимания. Этим «нечто» является подростковый возраст.

После того как девятиклассники написали свой сценарий, защитили его, я спросила их ― могу ли я послать их работы человеку, который всю свою жизнь посвятил прогнозированию развития образования, исследованию педагогических инноваций? Дети были согласны.

Они с гордостью читали ответ А. М. Цирульникова: «Спасибо за разъяснения и очень интересные работы ребят. У них совершенно разные осмысленные трактовки, и это ещё раз подтверждает нелепость какого-то универсального знания, единого учебника с едиными ответами. Дети оказываются умнее взрослых».

Даже собственная одаренность и мудрость кажутся нам бесплодными, если ощущаются только нами самими, не проявляясь перед другими и не заслуживая их одобрения.

Родитель, учитель должны услышать и понять своего воспитанника

Для того чтобы нам, учителям и родителям, понять подростков по их поступкам, продуктам деятельности, в том числе граффити, необходимо выйти за пределы собственной авторитарной системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, отношения с подрастающей личностью.

Нам, учителям и родителям, нужно судить о ребёнке не только по заученному уроку, но и по смыслу и сути, которую он принёс в его жизнь. Проблемы подростка, а значит, семьи можно понять даже из его блиц-ответов. Понять, значит разрешить затруднение.

Любой созданный текст, в данном случае сценарные записи, разделяют на три измерения: 1. Происхождение лежащее за текстом; 2. содержание находящееся внутри текста; 3. воздействие на читателя, стоящее перед текстом.

Происхождение ― это история создания, например, задание к сценарной записи. Но, это и история жизни автора, жизни подростка.

Содержание находится в прямой зависимости от обучения на конкретном уроке, от внутренних свойств самого подростка, от опыта, который подросток получил в семье. Содержание есть решение учебной задачи, но и умение разрешать любые противоречия, в том числе, подросткового возраста.

Воздействие на читателя зависит от способности создавать зрительные образы. Ведь именно целостный зрительный образ притягивает внимание читателя, слушателя тем, что он увидит в нём своё, себя в этом единстве.

Как видим, все три измерения находятся в прямой и косвенной зависимости от диалога между взрослым и ребёнком. Мне кажется, что подростки (им это дано природой для взросления) смогли выйти за пределы собственного мировоззрения для того чтобы прямо или косвенно понять, использовать для создания сценариев все три измерения.

Наставник должен выйти за приделы своего мировосприятия, для того чтобы услышать и понять своего питомца.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей