Поединок с обидчиком | Мел
Поединок с обидчиком
  1. Блоги

Поединок с обидчиком

Научить подростков правильно реагировать на критику
Время чтения: 6 мин

Поединок с обидчиком

Научить подростков правильно реагировать на критику
Время чтения: 6 мин

Каждый подросток сталкивается с ситуацией критики по отношению к нему. Тип реакции на критику отражает его опыт, полученный в детстве. Автор блога описывает один из методов правильного реагирования на критику и приводит примеры из своего опыта общения с детьми.

На урок искусства один из девятых классов пришёл взволнованным. Причина была в том, что снятое ими видео «Дуэль. 15 февраля 1915 года, Севастополь» не понравилось жюри. Вложенные в создание этого видеофильма знания, эмоции, чувства не были поощрены.

С помощью музыки, чёрно-белых тонов, движений девятиклассники хотели рассказать о массовых волнениях рабочих и матросов, вызванных первой мировой войной. Дети думали, что поэтикой эпохи «Великого Немого» смогли передать конфликт того времени.

Придя в класс, авторы видео искали у меня поддержки, а не разъяснения их неразумной реакции на критику. Для трансформации их понимания, я предложила всей параллели проанализировать их видео и фрагменты фильма «Доживём до понедельника» режиссёра С. Ростоцкого, оператора В. Шумского: 1.сравнить работу оператора в фильме «Доживём до понедельника» и в видео «Дуэль»; 2.сравнить мир, открытый для нас операторами фильма и видео.

Даша, ученица возбуждённого проигрышем класса, пояснила причину моего выбора именно этого фильма: «Работа оператора фильма „Доживём до понедельника“ показывает нам мир школьников, как и видео „Дуэль“. И там, и здесь ― чёрно-белая картина, которая придаёт фильмам налёт старины. Но в видео „Дуэль“ нам показали больше наездов, которые разбавляют его неким юмором. В фильме „Доживём до понедельника“ всё более серьёзно, с аналитическим решением. В обоих фильмах действие происходит в Севастополе, и в обоих ― примерно 100 лет назад».

Я выбрала этот фильм ещё и потому, что в нём рассматривается критика плохая и хорошая, и реакция на неё девятиклассников. Показывая в фильме суть конфликта, режиссер предлагает не спешить с выводами и попытаться понять молодое поколение, дать и им шанс высказаться. Анализируя фильм, сравнивая со своим видеофильмом, наши дети постепенно приняли ― какими близкими и невероятно нужными остаются проблемы и темы, поднятые в «Доживем до понедельника». Две чёрно-белых истории, играющие множеством внутренних красок.

В качестве иллюстрация я взяла из фильма и видео кадры «школьный двор». Воспитание и там и здесь. На обоих школьных дворах произошли ситуации, являющиеся вершиной напряжения «взрослый-подросток», но и рождения у них правильной реакции на критику.

Критика: благоразумная и вредная

Бывает разумное и неразумное критическое высказывание. Наиболее эффективно действует уважительная к оппоненту конструктивная критика.

Возможно, члены школьного жюри не обратили внимания на положительные стороны видео, а указали только на недостатки, недоработки, ошибки. Это вызывало у авторов ролика негативные эмоции, ведущие к защитной реакции самооправдания.

В фильме общую ловлю вороны, влетевшей в класс во время урока, возглавила молодой учитель, но после неодобрительной оценки её поведения классным руководителем девятиклассников, она обвинила учеников в беспорядке.

Подростков обидела неуважительная критика любимого учителя, они ушли с урока английского языка на недостроенную площадку школьного двора.

Кто и почему нас критикует?

Очевидно, таким вопросом задавались подростки, не получившие признание их видео. Начали думать над основными мотивами проигрыша на конкурсе:

«Нам завидуют, ведь мы единственные представили на конкурс ролик».

«Хотят испортить настроение, нас недолюбливают, у жюри есть свои любимчики».

«Стремятся выплеснуть свои отрицательные эмоции ― устали после рабочего дня и стремятся выплеснуть свои отрицательные эмоции».

«Хотят самоутвердиться, принизив нас». Вероятно, так думали ученики 9-В класса из фильма «Доживём до понедельника». И у них на это были веские причины, потому что их классный руководитель, живший разумом, имеющий большой жизненный опыт, часто проявлял чувство превосходства по отношению к учителям и ученикам. Ещё он обижался на то, что его ученики молодого учителя любят, а его только почитают.

«Нам желают блага». Услышав разумные критические замечания своих товарищей, авторы видеофильма не обиделись. Они осознали свои ошибки и поблагодарили всех, кто конструктивно их критиковал.

Анна: «В фильме «Доживём до понедельника» оператору удалось открыть нам мир школьной жизни того времени. Даже, несмотря на то, что в учебнике о Шмидте говорится всего в 15-ти строчках, у учителя за короткое время получилось объяснить, в чём заключался героизм Шмидта.

В видео «Дуэль» оператор изобразил свой взгляд на происходящее. Он более просто подошёл к заданию, но суть раскрыть удалось. Однако очень странно, когда бекстейдж (за кадром) со съёмки длится дольше, чем сама дуэль».

Как реагировать на критику?

Тип реакции на критику, который выбирает подросток или взрослый, отражает их опыт, полученный и закреплённый в детстве.

Оправдание ― именно такая реакция была у классного руководителя 9-В в фильме, когда он давал совет молодому учителю: «Держите дистанцию, чтобы не плакать потом». Очевидно, такая реакция была и у авторов видео по отношению к жюри после проигрыша.

Агрессия ― именно так в фильме отреагировали подростки на замечание молодого учителя. Агрессивными были замечания учителя-историка своим коллегам. И негодование учителя словесности на то, что девятиклассница подошла не идейно к раскрытию темы о счастье.

Отрицание ―, для того чтобы блокировать обвинения, авторы видео (сценарист, режиссёр, операторы и актёры) вначале обвиняли друг друга в плохом качестве видео.

Безмолвие ― это реакция Генки Шестопала из фильма «Доживём до понедельника». Он пропускал всю критику внутрь себя. Его внутренние переживания преобразовывались в поэтические строки.

Анализ. Девятиклассники сделали правильный выбор, принеся свой ролик на урок. Учащиеся всех трёх классов проанализировали его и сравнили с профессиональной работой оператора. Авторы видео должны были определить разумность критики и свою реакцию на неё.

Антонина: «Мир, открытый в фильме оператором, наполнен человеческими эмоциями и переживаниями. В нём есть глубокий смысл и особый колорит важности и глубины мысли. В „Дуэли“ мир сосредоточен на действии, а не на мысли. Развитие действия на экране происходит за счёт работы камеры, резких наездов и отъездов камеры».

Даниил: «Видео ― жанр комедия. Съёмка немного дёрганая, прерывистая, ускоренная, что характерно для комедии. В ней оператор показывает несерьёзность ситуации».

Наталья: «Монолог учителя в фильме и есть тот мир, который пытается передать оператор. Это мир того времени, когда обсуждать Шмидта было актуально. Что сказать о видео? События переносят зрителя в начало XX века. Здесь показано, что мир оператора ― это его восприятие и понимание дуэлей того времени».

Анна: «Оба фильма показали хорошую операторскую работу. Наверное, они открыли для меня мир сложности. В плане трудности съёмки и самого процесса подготовки. Также я смогла понять, что „искусством видеть“ обладают не все. Именно это и есть сложность».

Такая реакция помогла авторам видео понять и осознать свои ошибки, увидеть сильные стороны своей работы. Это способствует их личностному и профессиональному росту.

Опыт правильного реагирования на критику

Первой возникает эмоциональная составляющая в нашей реакции на критику. В фильме классный руководитель 9-В холодно и иронично сделал замечание молодому учителю. Она выплеснула свою обиду на ребят. Подростки обиделись и ушли с урока английского языка на школьный двор. Классный руководитель, он же учитель истории, сказал своим подопечным: «Пошутили ― и будет». Ребята ответили, что они не шутят, а говорят серьёзно.

Хорошим методом изменения ситуации является изменение точки взгляда для того, чтобы посмотреть на ситуацию как бы со стороны. Как будто ты зритель в кино, а на экране происходит действие. Или наоборот, как в рассуждениях Дарины.

Дарина: «Доживём до понедельника». Посмотрев этот отрывок, я заметила некоторые детали. Обычно, при просмотре фильмов, я не задумываюсь о ракурсах, о точках съёмки. Но тут всё изменилось. Точки съёмки постоянно изменяются и, благодаря движению камеры за учителем, кажется, что ты являешься одним из учеников этого класса».

Кирилл этот метод назвал выходом из ситуации на «берег», что позволило ему снизить интенсивность эмоций и начать анализировать ситуацию.

Кирилл (сценарист): «Фильм учит нас расширять свои познания, не плыть по течению, видя всё поверхностно, а выйти на берег и осмотреть всё, что не видел. Что же несёт видео? Я понял, что только развлекательный характер. Я думал, эта картина будет серьёзной, а оказалось просто шуткой. Как мне кажется, часть „Как это снималось“ вообще не нужна. Если бы была только первая часть, можно было бы толковать видео по-другому. Работа оператора не всегда разумна».

Вторым возникает желание проанализировать ситуацию. Оно появляется только тогда, когда мы справляемся со своими эмоциями.

Оценив разумность критики, и осознав желания противоположной стороны, мы начинаем думать, что для нас важнее в этом поединке: почувствовать себя героем, во что бы то ни стало, или же сохранить отношения.

В фильме на школьном дворе появляется молодой учитель и говорит: «Вы простите меня ребята. Я была неправа». И все вместе ― она и ребята ― уходят в класс. Это настоящее воспитание учителя и воспитание учеников. Сначала Наталья Сергеевна извинилась. Но потом и высказала претензию: «Ну положим, вы тоже хороши. Свинтусы вы порядочные». «Конечно, мы, сами виноваты», ― согласились подростки. Как надо воспитывать? Сначала похвалить, например, хорошую идею сочинения. А потом высказать претензию, что её подача очень сложна для восприятия. Тогда появляется стимул к развитию.

Иван, оператор видео, увидел в анализе товарищей ряд положительных моментов в оценке их работы, но и разумную критику, поэтому и сделал вывод: «Для того чтобы фильм был хорошим, нужна сплочённая команда».

В фильме после долгих и глубоких собственных размышлений классный руководитель тоже начинает меняться. Теперь он обращается не только к разуму, но и к чувствам детей. Душа, умеющая любить, умеющая страдать не желает насилия, потому что ей комфортно единение. Он понимает, что нужен им, этим ребятам, а они ему.

Стихотворение, которое написал Гена, один из героев фильма «Доживём до понедельника, в своём послании, раскрывает чувства всех героев фильма и видео, всех подростков:

Видели другие, видел я,

Как в ручную глупую синицу

Превратить пытались журавля.

Сломанная клетка, кучка пепла.

А журавлик снова в облаках.

В сентябре следующего учебного года режиссёр видео «Дуэль» Михаил, теперь уже ученик десятого класса, прислал мне письмо: «Здравствуйте, это Миша из 10-Б. Мы недавно на день здоровья ездили в Херсонес. В моих планах не было съёмки видео, но я хотел, чтобы вы посмотрели, может и проанализировали».

Конечно, я посмотрела, проанализировала и показала это видео вновь пришедшим девятиклассникам. Они выполнили сценарную запись, кадроплан, раскадровку и всё это я отослала режиссёру дуэли и Херсонеса Мише.

Татьяна, раскадровка видео «Херсонес»

Подростки способны на самостоятельные сознательные серьёзные шаги. Они учатся совершать поступки и готовы отвечать за них. Ведь человек не рождается человеком. Он им становится. Под влиянием семьи, школы, общества.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей