Свой сундучок: чего хотят подростки | Мел
Свой сундучок: чего хотят подростки
  1. Блоги

Свой сундучок: чего хотят подростки

Время чтения: 3 мин

Свой сундучок: чего хотят подростки

Время чтения: 3 мин

Подростки сталкиваются с серьёзными проблемами, которые им надо решать. Кем быть? В какой вуз поступать? Переезжать ли в другой город? Наш блогер Татьяна Красовская рассказывает, как подростки ищут ответы на важные вопросы и как помочь им найти ресурсы для их поиска.

На всю жизнь я сохраню опыт многолетнего общения с подростками ― молчаливыми, колючими, неугомонными детьми. Я была открыта с ними, они чувствовали это, потому отвечали тем же, особенно в блиц-ответах. Я учила их, а они ― меня и друг друга. Что сегодня я бы сказала им, шестнадцатилетним, таким разным, но таким одинаковым в своём стремлении к счастью? «Будьте самим собой», ― посоветовала бы я им, как когда-то произнесла те же слова своим (теперь уже взрослым) сыну и дочери.

«Если ты изберёшь путь солдата, быть тебе генералом, если захочешь быть монахом, станешь папой, — говорила мне мать. — Но я избрал путь художника и стал Пикассо».

Каждый год один или два выпускника, которых я учила искусству, выбирали и выбирают профессию архитектора. Собирают чемодан и едут в другие города для учёбы.

Чтобы стать крупнейшим художником XX века, Пикассо сменил не один саквояж, прообраз сундучка для путешествий и приключений. Жизнь Пикассо ― это пример удачной карьеры (или социального лифта), реализованной в течение его жизни. Вначале учился у отца ― преподавателя изобразительного искусства. В Барселоне ― в престижной школе изящных искусств. В Мадриде ― в Королевской академии изящных искусств. В начале XX века художник поселяется в Париже.

Чемодан ― саквояж ― сундук

Он был не просто ящиком, а значимым символом благополучия, передаваемого из поколения в поколение. Как это понять? Русский народ был мудр, поэтому сундук можно представить минимум как два в одном. Как? Один большой сундук, в нём, по подобию социального лифта, меньший, но более важный сундучок.

Сундучок является символом успехов, способствующих изменению в социальном статусе. Но можно хранить в нём или в своей памяти не только грамоту, но и значимое письмо; медаль, а также подаренную другом или родителями открытку или маленькую игрушку. Этот символ маленькой победы будет служить основой для дальнейшего положительного опыта.

В сундуке хранили те вещи, которые обозначали то, на что было направлено желание его хозяина. Каждая вещь — это какая-то история целого рода, это не просто вещи, а знаки достоинства.

Десятиклассница Аня отвергла желание родителей видеть в ней врача. Она выбрала Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Уже второй год она постигает законы рисунка, начертательной геометрии, математики, участвует и побеждает в олимпиадах. Заполняет свой ларец, а родители ей помогают.

Несмотря на занятость, родители должны найти время, чтобы поговорить с детьми об истории семьи, о своём опыте, рассмотреть семейные фотографии, документы. Воспоминания из детства светят потом человеку всю жизнь.

Пикассо вспоминал, что отец научил его рисовать, а эмоции, которые вкладывала мать в сочинённые ею сказки о прожитом дне и рассказанные ему на ночь, воспроизводились в его произведениях.

Когда моя дочь сталкивается с неприятной для неё ситуацией, она говорит себе, мне: «Наше старшее поколение семьи выдержало все испытания, значит, выдержу и я». Из глубины истории рода идёт к нам не только сила, но и подсказка, что нужно делать в той или иной ситуации.

Очень важно, чтобы подростки понимали, что социальные лифты, как и эскалаторы, работают в обоих направлениях: вверх-вниз. Поэтому должно быть два сундучка: один разумный — символ мобильности, другой творческий ― свободы выбора. В сундучке, спрятанном в сердце, сохранён весь опыт конкретного подростка и его рода.

В своём сундучке французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень хранил три тома своих «Опытов» и морально-философские сочинения древнегреческих философов. К их опыту обращался Монтень для разрешения трудных вопросов времени.

Блиц-ответы подростков были основным средством, разрешающим все заданные мною вопросы. Любой ответ ребята отыскивали в сундучке, спрятанном в их сердце. Какими бы тихими или непокорными ни были подростки, но их интуиция всегда давала правильный для них ответ.

Мой багаж, как и кладь любого человека, можно разделить на три части: опыт в истории моего рода — прошлое; опыт моей семьи, детей — настоящее; и, наконец, мой жизненный, архитектурно-строительный и педагогический опыт как кладь, с которой я, устремляясь в будущее, пришла в «Мел».

Любая жизненная ситуация нужна для рассуждения, затем для постижения

Я, словно черепаха Тортилла, хранительница золотого ключика от творчества, притащила свой тяжёлый сундук с опытом. Для чего? Чтобы передать опыт многолетнего общения с подростками ― молчаливыми, колючими, неугомонными, но такими открытыми, а потому — ранимыми? Да. Пришла, чтобы услышать голос читателей ― их родителей? Возможно, да. А для своего развития? Очевидно, пришла, чтобы выйти из учительского с философским оттенком кокона и приобрести опыт нормального человеческого, пусть и интернет-общения. Прийти к тому, к чему стремилась в начале своего жизненного пути.

Не пиши капслоком — не кричи!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей