День наоборот

День наоборот

Учителя меняются предметами
Время чтения: 7 мин

День наоборот

Учителя меняются предметами
Время чтения: 7 мин

Сегодня у нас в ЛиБрейн — День Наоборот.

Есть такой известный парадокс: каждый учитель требует от детей, чтоб они отлично знали его предмет, и таких предметов может быть штук 10. А спроси самого учителя: знает ли он что-то кроме своего предмета, может ли учитель русского говорить по-английски, а географ поставить театральную сценку? Ответ не всегда в пользу учителя.

Все учителя у нас решили поменяться друг с другом, доверив выбор чистому случаю: назвали случайные числа, соответствующие перемешанным предметам из секретного списка. Мне досталась История. Ох. Ну, что ж. Держитесь, друзья. Как раз вам недавно рассказывали по географии чудесную историю про открытие Америки Колумбом. Я лишь немного ее дополню. Только загуглю некоторые цифры. Колумб думал, что открыл Индию, и с тех пор местные жители так и называются — индейцы, в названии изменили только одну букву чтоб отличать от индийцев, жителей настоящей Индии. Наш историк уже почувствовал неладное и говорит: «только без жести». Sounds like a challenge. Звучит как вызов))

Друзья, вы, наверное, слышали, что на днях американцы что-то отмечали, какой-то знаменательный день. Черная пятница, день распродаж? Ну, почти. Черная пятница — это последняя пятница ноября, а днем раньше — последний четверг ноября. Там еще угощают друг друга жареной индейкой. А! День благодарения! Да-да, он самый. Знаете, откуда он взялся? И почему так называется? Ну, официальная версия такова. Спустя 100 лет после Колумба, это уже начало 17-го века, в Америку приплыл корабль Мэйфлауэр с английскими колонистами (их еще называли отцы-пилигримы), которые основали Плимутскую колонию. В первую зиму им пришлось тяжко, было мало еды, но местные жители им помогли: подарили свои запасы зерна, индеек, оленей. В качестве благодарности за принесенную им христианскую веру.

Кстати, чуть раньше на восточном побережье уже высаживались английские колонисты во главе с капитаном Джоном Смитом, который попал в плен к индейцам, а дочь вождя уговорила пощадить бледнолицего, а потом вышла за него замуж. Ну, вы знаете эту историю. Вот картинка, где эта девушка плывет на лодке-пироге со своим питомцем енотом. Все радостно кричат: Покахонтас! Да, реальный человек, индейская принцесса; жаль что прожила она недолго, умерла через несколько лет от оспы, когда возвращалась обратно из Англии к себе на родину.

Вернемся на 100 лет назад. Когда корабли Колумба пристали к берегу, индейцы подумали что это боги спустились на Землю и поднесли им богатые дары: золотые статуэтки духов и гирлянды из цветов, редкие раковины и снопы колосьев, искусно вышитые ковры и деревянные луки покрытые тонкой резьбой. Испанцам понравился такой прием. Особенно понравились золотые украшения. А еще им понравилось, что индейцы оказались доверчивыми, и верили всему что им говорят.

Колумб записал в дневнике:

«Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. …Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги…50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим, и отдают нам всё, что мы у них просим».

(Здесь я помолчу. Я помолчу о том, как конкистадоры сжигали целые деревни с жителями, запертыми в амбары, как спорили друг с другом, можно ли разрубить индейца одним ударом острой сабли, как в очередную экспедицию завезли мастифов и грейхаундов натасканных на охоту на людей и потом кормили этих собак детьми индейцев, разрубленных на куски на глазах привязанных матерей, как за одного убитого колониста нужно было убить 100 индейцев. Как Колумб ввел правило, чтоб каждый индеец старше 14 лет раз в 3 месяца обязан был сдать 25 фунтов золота, а если не сдавал, то ему отрубали кисти рук, вешали их на шею и отправляли умирать в деревню. Как конкистадор Франсиско де Чавес сровнял с землей королевство Кончукос из империи инков и убил 600 детей младше 3 лет. Как дон Хуан де Онате в ответ на убийство 11 конкистадоров приказал убить 800 индейцев и отрубить левую ногу каждому мужчине из племенеи Акома старше 25 лет. Я промолчу о том, что индейцы вовсе не были благодарны за такое насаждение христианской веры, и все «дары» для Плимутской колонии были попросты взяты грубой силой, а те же самые отцы-пилигримы атаковали деревню пекотов и сожгли заживо 600 человек. И как англичане дарили обнищавшим и умиравшим от голода редким выжившим индейцам одеяла, пропитанные выделениями от больных оспой… Как потом в 19-м веке англичане уничтожали бизонов, чтобы лишить индейцев кормовой базы, и как стреляли по бизонам прямо из окон первых поездов, а потом строили целые горы из черепов бизонов. Из 80 миллионов бизонов осталось 39. Не 39 миллионов, а просто 39!)

Спрашивают: А почему вы молчите, и почему такой грустный?

Простите, дети, я задумался. Да, мы остановились на Покахонтас, на том, как индейцы жили в гармонии с природой, слушали голос ветра и реки и голоса духов предков в шелесте нежной листвы. И дерево называлось Эйва, а народ назывался На-ви. А дочь вождя полюбила пришельца, который предал свою расу и присоединился к народу На-ви. Ах, да! Вы верно заметили, это история из другой планеты.

В районе нынешнего Перу стоит заброшенный город королевства инков — Мачу Пикчу. Он известен своими удивительными стенами, сложенными из многотонных каменных блоков в очень необычных сочетаниях с причудливыми ломанными границами между камнями, и камни эти отшлифованы и подогнанны друг к другу настолько точно, что между ними невозможно вставить и лезвие ножа. Там же есть очень странные астрономические сооружения для наблюдения за звездами и планетами. Да, я что-то хотел сказать про другую планету. Есть такая легенда, а может это в чем-то и правда. Планета называлась Фаэтон. Это была пятая планета Солнечной системы. Народы Фаэтона вступили в мировую войну между восточным и западным полушарием. Ученые к тому времени смогли открыть технологию термоядерного синтеза, и когда бомбы попали в океаны, то вода сдетонировала, и вся планета разорвалась на кучу обломков-астероидов, которые и сейчас крутятся по орбите между Марсом и Юпитером. Некоторые жители выжили, успев улететь с планеты на космических кораблях. Один из фаэтов приземлился в земле Анд, и звали его Инко. Местные жители, толтеки, признали его живым богом и назвали его Кетцалькоатль, что значит Пернатый Змей, потому что он спустился с неба подобно птице и был мудрейшим из живущих подобно змее. Он научил людей выращивать цветной хлопок и культивировать кукурузу, предложил им пиктографическую письменность и циклический календарь с периодом в 52 года. Во время его правления жители позабыли распри и жертвоприношения, создавали синкретическую культуру, изучали астрономию и философию. Спустя 250 лет правления Инко отправился в последнее путешествие за горизонт, но при этом предсказал, что через 500 лет он вернется на эту землю возможно в другом облике. И когда спустя 500 лет в океане показались необычные корабли, инки подумали что к ним вернулся их бог, и приняли их со всеми возможными почестями. Но это были корабли испанских конкистадоров под предводительством Кортеса, и принесли они только войны, мучения, рабство и смерть.

Когда спустя 3 века от 100-миллионного коренного населения Америки осталось лишь 400 тысяч, перед последним исходом в резервации к бледнолицам обратился вождь суквомишей Сиэтл. И вот, что он сказал. Я не буду полностью цитировать его речь, вы потом сами найдете и почитаете эти пронзительные слова. Только вкратце:

«Великий вождь в Вашингтоне шлет нам послание, в котором говорится, что он хочет купить нашу землю.

Великий вождь также шлет нам слова дружбы и доброй воли. Это очень великодушно с его стороны, поскольку мы знаем, что он не требует нашей дружбы взамен.

Но мы рассмотрим ваше предложение. Поскольку мы знаем, что если мы не продадим землю, белый человек придет с ружьями и заберет нашу землю.

Как можно купить или продать небо, теплоту земли? Эта идея нам кажется странной.Если нам не принадлежит свежесть воздуха, блеск воды, как можно купить их?

Каждый кусочек земли священен для нашего народа. Каждая иголочка сосны, каждый песчаный берег, каждый туман, опустившийся на темнеющий лес, каждая опушка, каждый кузнечик в траве священны в памяти нашего народа. Соки, текущие в толще деревьев, несут с собой память краснокожего человека.

Блуждающие среди звезд умершие предки белого человека забыли о стране, где они родились. Но наши предки никогда не забывают о своей прекрасной земле, потому что она — мать краснокожего человека. Мы — часть земли, а она — часть нас.

Душистые цветы — Наши сестры; Косуля, лошадь, великий орел — Наши братья. Вершины скалистых гор, Сочные луга, Тепло, исходящее от пони и человека — Все члены одной семьи.

Поэтому, когда Великий вождь из Вашингтона шлет послание, в котором выражает желание купить нашу землю, он хочет слишком многого от нас…

Искрящаяся вода в наших реках — не просто вода, но кровь наших предков. Если мы продадим нашу землю, вы должны помнить, что она священна, и должны научить своих детей тому, что она священна; и тому, что каждый отблеск волны в наших реках рассказывает об истории народа. Журчание воды — это голос отца моего отца.

Реки — наши братья, они утоляют нашу жажду. По рекам плывут наши каноэ, реки кормят наших детей. Если мы продадим вам землю, вы должны научить своих детей тому, что реки наши братья, и вы должны поэтому отдать рекам всю доброту, которую вы отдаете братьям.

Краснокожие всегда отступали перед наступлением белого человека подобно туману, рассеивающемуся на верхушках гор в лучах восходящего солнца. Но останки наших отцов священны. Их могилы — священны, священны и эти холмы, и деревья, и земля, на которой мы живем. Мы знаем, что белый человек не понимает нашего образа жизни. Один участок земли для него такой же, как другой, он берет у земли все, что ему нужно, и уходит. Земля — не брат для него, а враг, и когда он ее завоевывает, ему уже все равно, что с ней будет. Он захватывает землю для своих детей, и ему все равно, что с ней будет. Он забыл о могилах отцов и ему безразличны права его детей. Он обращается с матерью, землей, с братьями, с небом, как будто их можно купить, разорить, продать как овцу или яркие бусы. С его аппетитом он проглотит землю и оставит за собой пустыню.

Не знаю. Наш образ жизни отличается от вашего. Вид ваших городов больно бьет по глазам. Но, возможно, это из-за того, что краснокожий человек дикарь, и не понимает.

В городах белых не найдешь тихого места. Нигде нельзя услышать шелест весенних листьев или увидеть полет кузнечика. Но, возможно, это из-за того, что я — дикарь, и не понимаю. Шум ваших городов закладывает мне уши. А какой смысл в жизни, если человек не слышит жалобную песню выпи или кваканье лягушек на закате дня? Я — краснокожий и не понимаю. Индейцы предпочитают ласковый ветер, приходящий с озера, и запах самого ветра, очищенного послеполуденным дождем и напоенного ароматом сосен…

Все, что выпадает на долю земли, выпадает на долю ее сыновей. Не человек сплел паутину жизни, он в ней — только ниточка. Все, что он делает с паутиной, он делает с самим собой…

Поэтому мы рассмотрим ваше предложение о покупке земли. Если мы согласимся, нам потребуется надежная резервация. Там мы будем доживать остаток наших коротких дней так, как хотим. Когда с этой земли уйдет последний краснокожий и его память превратится в небольшое облачко над прерией, эти берега и леса по-прежнему будут сохранять дух моего народа. Потому что они любят эту землю как новорожденные любят стук сердца своей матери. Поэтому, если мы продадим вам нашу землю, любите ее так, как мы ее любим. Берегите ее, как мы бережем. Храните память о земле, которую забираете. И со всей силой, со всем умом, со всем сердцем сохраните ее для ваших детей и любите ее… как Бог любит нас всех…»

----

После урока самый маленький подошел ко мне и сказал, что он умеет разговаривать с природой, и спрашивает у нее, как у нее дела, а она отвечает, как она поживает.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей