Чему архитектурное проектирование может научить подростка? | Мел
Чему архитектурное проектирование может научить подростка?

Чему архитектурное проектирование может научить подростка?

О том, кому и зачем в наше время нужны занятия архитектурой
Время чтения: 4 мин

Чему архитектурное проектирование может научить подростка?

О том, кому и зачем в наше время нужны занятия архитектурой
Время чтения: 4 мин

В прошлом году мы с коллегами придумали и провели международный молодежный творческий лагерь Art Box Camp на английском языке, в Прибалтике. Его участники в течении пары недель работали над проектами –в сфере музыки, дизайна и архитектуры. Сегодня, спустя полгода осмысления, я хочу поделиться мыслями и открытиями на тему архитектурной учебы для подростков 12-17 лет.

Открытие № 1: Страсть

Архитектура, как оказалось, — необычайно захватывающее занятие. Мы были поражены тем, насколько люди, далекие от нее, вдруг увлекаются разработкой проектов: просиживают в архитектурной студии все свободное время, ночами и днями, страшно волнуются перед подачей проектов, переживают, размышляют, сомневаются.

Вместе с тем эту увлеченность легко понять и разделить, если увидеть студию архитектуры как место строительства новых миров. И главная основа для их появления — взгляд самого архитектора на то, как человеку стоит жить и взаимодействовать с другими людьми.

Возникают, например, такие вопросы:

  • Что самое важное во встрече с другим человеком? Какой она должна быть? Какие результаты приносить?
  • Какое место и значение имеет человек в городе? Значим ли он? В чем выражается его значение? Как человек его может ощутить?
  • Каким должно быть общественное пространство и в чем его цель/задача в городе? Хотят ли люди в этом городе встречаться или стремятся избегать друг друга?

Такие вопросы — непростые, но совершенно необходимые в проектировании, требуют внимания и авторской позиции. Архитектурный проект, на любую тему и в любой локации, — это всегда ответ на подобные вопросы.

Навык >>> Архитектура учит тому, как быть автором. Идей, проектов, городов, миров. Отвечать за свои позиции и слова, думать о том, как они повлияют на других людей. Принимать во внимание много разновекторных факторов, учитывать присутствие, интересы и мнения других людей. Ну и еще, конечно — в принципе думать в категориях более длительных, чем «сегодня-завтра».

Открытие № 2: Развиртуализация

Архитектура = развиртуализация. Архитектурная студия работает в границах физического, обыденного мира — материалы просты и доступны всем, задачи тоже довольно понятны на первый взгляд. Дом будто бы может построить каждый, дети строят домики и играют в них, и мерой всего в этом процессе, опорной точкой масштаба, пропорций, задач и решений служит собственное тело и самоощущение.

В каком-то смысле для подростков архитектурная студия — это преемница этой детской и уже полузабытой к возрасту 11-17 лет игры. Но она и «сестра» игр типа MineCraft, с одним важным отличием — архитектура работает с физическим миром, его ограничениями и телесностью, самоощущением себя как цельного реального человека, а не только как «мозга», «воображения», виртуальности.

Навык >>> Видеть и «читать» физическую реальность как то, что имеет значение для жизни, творчества и мышления человека. И, конечно, уделять внимание деталям.

Открытие № 3: Поэтика

Для многих участников архитектурной студии становится открытием то, что архитектура и urban design — это не про эстетику. И не про «красоту». И не про функциональность.

Архитектор приносит в наш мир искусственно созданные места, и новые форматы встреч и их наполнения. Наряду с собиранием воедино разновекторных факторов функциональной необходимости, он выстраивает поэтическое над-пространство: задает тон, но оставляет место для того, чтобы происходило непредвиденное, незапланированное, живое.

Навык >>> Использовать пространственное мышление, мыслить масштабно и задействовать, наряду с практическим мышлением, уровень чувств и устремлений. Смотреть на проблемы в масштабе города, сообщества, общественных пространств, а не только «своего уголка»

Открытие № 4: Процесс

Вопросы, на которые ищет ответы архитектор, близки подростковому возрасту, а способ мышления, взращиваемый в архитектурной студии, может значительно обогатить человека возраста 11-17 лет: шаг за шагом дать ключи к работе с дилеммами, научить перерабатывать творческое и интеллектуаль-ное напряжение, не бояться вопросов, а опираться на них в творческом процессе.

Проекты, как правило, разрабатываются в команде: потому архитектурная студия дает навыки и совместной творческой работы. Вдохновляют не только свои проекты, но и «соседние» — в них ищутся ответы на похожие вопросы, и оттого реагировать на них интересно, в них можно найти новые идеи и решения. Мы создаем максимально неконкурентную атмосферу: главная энергия — в самих проектах, а не в выяснении, какой из них оказался лучше.

Навык >>> Критическое мышление, работа в команде и представление результатов.


Открытие № 5: Красота

Архитектура — художественный язык. Подросток развивает умение видеть и создавать композиции и конструкции, думать образами, обнаруживать красоту в повседневности и создавать ее самому.

В эпоху всеобщего визуального языка умение «сделать красиво» востребовано почти в любой области, начиная с инженерии и заканчивая маркетингом в Instagram.

Важный момент — архитектура учит по-настоящему, глубоко и тонко, через исследование и пробы, а не через слепое подражание. Связано это, в числе прочего, с чистотой и разреженностью поля — штампов и картинок того, как и что должно быть устроено в городе, у современной молодежи немного, архитектура — не то, что каждый день гламурно обыгрывается в Инстаграмме или Ютубе. Потому студийный архитектурный язык первично вызывает больше замешательства, чем, к примеру, язык фотографии, видео или коллажа. Но в итоге приносит больше результатов. Намного больше!

Навык >>> Владение художественным языком


Ну и наконец, главное открытие

— в том, что архитектурная студия и лагерь возможны, они работают и приносят плоды. И есть дети, которым архитектура очень интересна и нужна, работать с ними — огромное удовольствие и радость. Большое спасибо тем, кто был с нами.


P. S. Контекст важен

Архитектурная студия — не единственное творческое пространство лагеря, вокруг нее разворачивается сам лагерь, с другими профессиональными студиями (музыка и дизайн), короткими воркшопами по выбору, вечерами, походами, тусовками, сообществами, группами по интересам, друзьями и новыми знакомствами — в общем, со всем тем, что наполняет жизнь, озадачивает, вдохновляет, способствует взрослению. Все это для работы в архитектурной студии — с одной стороны буферные зоны, куда можно выйти проветриться от напряжения размышления над проектами, а с другой — источники вдохновения. Ведь архитектурная студия, в нашем прочтении — про жизнь человека с другими людьми, и вот, прямо сейчас, в лагере, эта жизнь и происходит, озадачивает, вдохновляет, дает материал для осмысления. В идеальном варианты складывается синергия, симбиоз, пространство, в котором одни зоны поддерживают другие, и наоборот.

Всё про ЕГЭ. Рассылка
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей