«Джокер — герой, общество его сделало таким»: как кино оправдывает жестокость | Мел
«Джокер — герой, общество его сделало таким»: как кино оправдывает жестокость
  1. Блоги

«Джокер — герой, общество его сделало таким»: как кино оправдывает жестокость

Время чтения: 3 мин

«Джокер — герой, общество его сделало таким»: как кино оправдывает жестокость

Время чтения: 3 мин

3 октября в прокат вышел новый фильм, и все поклонники вселенной DC побежали его смотреть. Конечно, среди них было много подростков, хотя из-за большого количества сцен насилия у картины возрастное ограничение 18+. Наш блогер, психолог Светлана Форбс, поделилась мнением, как и о чём стоит поговорить с детьми, которые всё-таки посмотрели фильм.

Как вы считаете, фильм несёт в себе воспитательный характер или это призыв? Если призыв, то к чему? Есть среди читателей те, чьи дети ходили на фильм? Обсуждали с ними, получили обратную связь? С какой целью допустили их к просмотру?

Как мне кажется (не удалось провести опрос родителей десятилеток после сеанса для получения точных сведений), родители ведут из благих намерений — показать, что творит общество и что к людям с особенностями психики стоит относиться более толерантно. Иначе я просто не могу объяснить причины такого поведения родителей. Где грань между толерантностью к особенностям и к психопатическим состояниям, несущим опасность окружающим людям? Кто-то хоть раз читал анамнезы людей с такими расстройствами? Я отказалась идти на клиническую психологию, когда узнала, что каждый пятый на планете имеет серьёзные расстройства, я в метро ездить боялась.

После фильма пошла с ребёнком на прогулку и решила опросить подростков 12–16 лет на своём пути. Их не смущало обращение неизвестной тётки на улице с таким вопросом. Все как один, даже те, кто ещё не смотрел, отвечали: «Джокер — герой. Прикольный. Общество его сделало таким». Разумеется, ни один не признался, что ему запретили родители или не впустили на сеанс. А ведь подростки — это самые неустойчивые члены общества и самые восприимчивые. У них куча комплексов, гормональных всплесков и при этом абсолютно нулевое умение управлять и понимать свои эмоции. Опрошенных ребят не сильно смущало, что главный герой фильма творил самосуд, жестоко выплёскивал свою злость и агрессию. В одном из случаев самосуд был спланированным — это уже не аффект.

Подростки оценили картину высшим баллом, но не за актёрскую игру или работу режиссёра, а за сюжет и экшен

Если же посмотреть с другой стороны, главный герой — негодяй и психопат. Тогда какие мысли? Бояться, избегать, доносить о людях, за которыми замечены нестандартные действия? Тогда любого романтика можно в дурку отправить. Возвращаясь с прогулки, наблюдала картину: за мной парень идёт, раскинув и вознеся к небу руки. Может, он просто закрыл практику и поблагодарил пространство, а может, он посмотрел Джокера и обрадовался, что не один такой!

Хотим мы этого или нет, а киноиндустрия, особенно голливудская, сильно влияет на формирование ценностей молодёжи. Такие явления, как массовые расстрелы в американских школах, нельзя списать на неблагополучный бэкграунд семьи, на буллинг и прочие внешние факторы. В фильме, кстати, наглядно продемонстрировано (правда, с излишним нажимом на общество), что стечение жизненных обстоятельств формирует героев и антигероев, — это про личную ответственность и внимание к проблемам общества каждого из нас. А что такое общество? Это масса отдельно взятых людей с персональным набором социокультурных ценностей, внутренних установок. Пока в списке внутренних установок каждого родителя не появится папка с личным мнением и границами, осознанным отношением к вопросам толерантности, не нужно воспитывать социальный интеллект ребёнка.

Кино — дешёвый способ, снимающий с родителя чувство вины за то, что он не находит сил и времени поговорить с ребёнком на сложные темы: секс, смерть, любовь, ненависть, доверие, благодарность, ценность жизни, эмпатия, сострадание. Вместо этого можно водить ребёнка на специальные лекции или занятия, проводимые экспертами в области развития эмоционального интеллекта и психологии.

Нам бы самим определиться со своим отношением к людям с психическими нарушениями и расставить границы в других сложных вопросах, немного погуглить, поработать над собой. Ведь у нашего поколения также нет представления о многих вопросах, мы сами все эмоционально травмированы и несём в своих установках кучу страхов и обид. Просвещать детей можно только после того, как сами разобрались. А учить тому, чего сам не умеешь, как-то странно.

P. S. У нас по району ходит одна женщина, такими гадостями всех обкладывает… Даже мне хочется ей в нос съездить (и я не в белом пальто), а ведь она не контролирует себя и даже, возможно, не всё осознаёт. Если меня читают учителя, мой святой долг попросить вас провести дискуссию с учениками: не срамить, а узнать их мнение, что именно привлекло в герое, как они понимают суть.

Кстати, когда опрашивала молодых людей, они сначала открыто отвечали, а когда я начинала уточняющие вопросы задавать («То есть ты считаешь, ничего страшного, что он хладнокровно убивал людей?»), язык тела подростков менялся. Они съёживались и исподлобья начинали бубнить какие-то зазубренные фразы общего смысла. Это к вопросу о границах — боязнь выразить своё мнение.

Вообще, на базе фильма может выйти отличная диагностика социального интеллекта, и для взрослых тоже. Чтобы воспитывать толерантность, надо иметь внутренние установки и границы, что такое хорошо и что такое плохо, на уровне ощущений, а не по критериям общественных правил. Пожалуй, это и станет темой одного из моих новых дискуссионно-креативных мастер-классов: будем создавать личных антигероев.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей