Пространство выбора для начинающего автора
Блоги30.10.2020

Пространство выбора для начинающего автора

или Что нужно знать молодому писателю

В прошлые выходные мне написал выпускник программы «Литературное творчество» (ОЦ Сириус): в 2016-м и 2017-м я вела занятия на его потоке. Молодой человек сохранил верность литературному труду и создал научно-фантастическое произведение. Едва закончив рукопись, разослал ее в несколько издательств. В одном попросили большие деньги за публикацию, в другом сказали, что опубликуют только электронную версию и заплатят автору тридцать процентов выручки, третье промолчало. Автор спрашивал, что делать, если в издательство не берут, а публикацией в Интернете можно «всё испортить».

Ответила я не сразу.

Я понимала: автор ждет указания на конкретную дверь, куда нужно войти с текстом. Но в педагогике для меня более ценно создать пространство выбора — метафорическую комнату с несколькими дверьми. Смысл в том, чтобы показать человеку возможности, находясь при этом рядом и сопровождая выбор поддерживающими комментариями. Мне было непросто: в проектирование пространства выбора вмешались восторженная зависть («Вот это молодец парень, я бы в его годы не решилась писать издателям»!) и легкая ностальгия («Помню, помню свои первые авторские шаги…»). Но, когда эмоциональная волна ушла, я собрала в памяти всё, что знаю, слышала, читала о профессиональном писательском труде сегодня, и отправила молодому человеку развернутый ответ с указанием вариантов и сюжетами личной истории.

А потом подумала ещё немного и сформулировала пять тезисов в духе «Что должен знать и понимать начинающий автор» — пусть они тоже будут частью пространства выбора.

  • Вход в писательские профессии находится там, где глубокий интерес к делу соединяется с признанием несовершенства собственных произведений. Интерес к делу — это важно; но, если он ни к чему не привязан, может исчезнуть, как появился, и никакого развития не будет. Другое дело — понимать, что от точки текущего момента до точки мастерства проходит путь, и видеть результат впереди: это очень хорошие условия для начала и развития.
  • В большинстве случаев профессиональное писательство — это ловкость мышления, внимания и речи. А вовсе не какая-то магия или тайна голубой крови. Честное слово, я когда-то верила в эту голубую писательскую кровь! С годами выяснилось, что никому при рождении не выдается писательский билет или, напротив, пожизненный отвод от письменной речи. Чтобы хорошо писать, надо любить речь и много тренироваться.
  • Прежде чем войти в профессию, надо снять с себя лишнее. А именно: мечты о прижизненной славе, больших гонорарах, вдохновенном и быстром творческом процессе. Во-первых, так бывает очень редко. Во-вторых, если целью творчества становятся деньги и слава, оно теряет чувственность, искренность и, как следствие, доверие аудитории. Чувственность — основа писательства, а деньги и слава — это что-то про страх, который пожирает остальные чувства. Не надо так.
  • Самая главная работа над текстом происходит до публикации. До того, как автор предложит свой текст уполномоченным людям, хорошо бы ему определиться с целью текста (зачем писал?), аудиторией (кто будет читать?) и осязаемым наполнением (профессионализм построения текста, работа с фактурой). Именно эти шаги определяют судьбу текста и пошаговый маршрут его движения по миру.
  • За текст и его судьбу отвечает писатель, а не издатель/редактор. Именно поэтому мы все-таки читаем сегодня книги Сергея Довлатова и Джоан Роулинг (это, наверное, самые известные истории про верность своему тексту вопреки обстоятельствам).
Читайте также
По желанию автора комментарии к этому посту были отключены или скрыты
Больше статей