Почему мне не нравится флешмоб #учителятожелюди | Мел
Почему мне не нравится флешмоб #учителятожелюди
  1. Блоги

Почему мне не нравится флешмоб #учителятожелюди

Время чтения: 4 мин

Почему мне не нравится флешмоб #учителятожелюди

Время чтения: 4 мин

После скандального случая в Барнауле, когда учителя вынудили уволиться с работы из-за выложенной в соцсеть фотографии учителя в купальнике, был запущен флешмоб — #учителятожелюди, где педагоги заявляют о своих правах «на купальники пирсинг и татуировки. На хобби и увлечения. На, прости господи, секс». Благими намерениями вымощена дорога в ад, и этот флешмоб — медвежья услуга ученикам, а не борьба за свободу учителей. #имеюправонамнение

Пока меня не смешали с грязью говорю:

— Я не на стороне руководства школы и коллег, которые вынудили уволиться Татьяну Кувшинникову за фото без сексуального подтекста, в закрытом купальнике, с грамотой и медалями, и в контексте её увлечения моржеванием и акции в поддержку зимней Универсиады. Татьяна Кувшинникова — жертва, а все кто организовал травлю педагога — мягко говоря неправы.

Но, дальнейшие поступки учителей, организовавших и поддержавших акцию, для меня на порядки раз более дикие, чем решение руководства школы № 13 в Барнауле, о травле. Учителя, конечно же, самые обыкновенные люди, если мы говорим в контексте биологии. Но если мы переходим в плоскость социальную, то учителя — профессия не совсем обычная. Учитель — одна из древнейших профессий, которая по сути и появляется вместе с человеком, одна из первых. Я говорю именно профессия, потому что она позволяла человеку жить, занимаясь только процессом обучения других соплеменников (сограждан). Старики, которые уже не могли охотиться — могли передавать знания об охоте мальчикам, старухи, которые не могли заниматься собирательством и выполнять биологическую репродуктивную функцию, выполняли социальную репродукцию, выхаживая маленьких детей и раненых, объясняя секреты врачевания и домашнего очага девочкам и молодым женщинам. Учитель не занимается добыванием ресурсов, не занимается изготовлением предметов уюта, защиты, потребления, не занимается обменом ресурсов с другими племенами. Учитель занимается только социальной работой. И если идеальный охотник — сильный и смелый, идеальный оружейник — умный и смекалистый, идеальный торговец — успешный и хитрый, идеальный учитель — какой он? С накаченным прессом? С грудью, которую хочется показать окружающим? Татуированный? Любящий алкоголь? Смотрящий порно? Что стремятся показать учителя, выкладывающие фотографии якобы в поддержку уволенного коллеги? И как они решают проблему своего коллеги? Вопросы риторические. Идеальный учитель — тот, который смог воспитать будущего идеального кого-то, но не просто кого-то, а идеального полезного для общества кого-то. И пока, я вижу, что учителя подобным поступком воспитывают идеального барана, который хамит взрослым, не может связать двух слов и восхищается матерной музыкой, порнофильмами, следит за трендами и получает обморожение из-за подворотов в зимнюю стужу. Утрирую, не скрываю, но ведь сам флешмоб — одно большое утрирование.

Активный общественный деятель Древнего Рима, сын плебеев, из рода свинопасов, обличающий пороки аристократии и боровшийся за «моральное оздоровление Рима» Марк Порций Катон Цензор так говорит об идеальном учителе: «Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит». Выставлять на показ своё тело? Делать позы на фотосессии? Чему учит педагог, выкладывающий подобные фото в социальные сети? Тому что учитель так же слаб и порочен, как все вокруг? Если Вы скажете: «Бороться за свободу», то это не так! За свободу борются по другому, спросите у учителей истории о Робеспьере, Мартине Лютере Кинге, Махатма Ганди, только не у тех учителей, которые присоединились к флешмобу. Я понимаю, что человеку свойственно ошибаться, что человек не может быть идеальным, что на даже у самых лучших учителей всех времен на сто достоинств есть недостаток. Но, я отвечу словами педагога, которого ЮНЕСКО считает одним из четырёх педагогов, определившим способ педагогического мышления в XX веке — Антона Семёновича Макаренко: «Это — распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства и недостатки. Так думают даже молодые люди, школьники. Как „удобно“ становится жить при сознании: достоинства имею, недостатки тоже есть. А дальше идет самоутешение: если бы не было недостатков, то это была бы схема, а не человек. Недостатки должны быть для красочности. Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. И если у вас 20 достоинств и 10 недостатков, мы должны к вам пристать, а почему у вас 10 недостатков? Долой пять. Когда 5 останется — долой 2, пусть 3 остается. Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать. Это самая трудная вещь — требование к себе».

Я полностью согласен с позицией Макаренко. С чего вдруг, педагог показывает свою человечность, с чего вдруг он показывает, что педагог, учитель должен иметь то, что характеризует всех остальных? Педагог — это моральная элита современного человечества (без смеха, к сожалению, приходится это уточнять). Но самое глупое во всей этой ситуации, большинство реакционных педагогов, которые участвуют в флешмобе, готовы будут высмеивать попов, которые запустят флешмоб #мытожелюди в поддержку Патриарха, в связи с фотографиями последнего на яхте в плавках. Как вам? Или такой же флешмоб от заворовавшихся чиновников, которые будут показывать фото со своих отпусков, а? Почему вы на них злы? Они тоже люди, или нет? Учитель — это всегда человек воли, человек, который эту свою волю передаёт ещё и ученику, показывая на собственном примере, желательно не на словах, волевые поступки. И слова всё того же Макаренко: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ».

Почему наше общество, в том числе педагогическое сообщество осуждает каждую новость о западных коллегах, пойманных на отношениях с учениками? Это против педагогической этики, это против человеческой этики принципиально. Но, они тоже люди, со своими тараканами в голове? Почему эти поступки тогда плохи? Потому что это новости из неправильных стран? Или они не плохи, потому что они из стран, где больше свободы? И в этих противоречиях мы сталкиваемся с главнейшей проблемой: современные учителя — это продукт учителей прошлого. Современные педагоги, это люди, чья юность пришлась на 80-90 года, которые не нуждаются в представлении. Люди — продукты обстоятельств того времени. Но, условия и обстоятельства меняются, причём меняются они не сами по себе, изменяют их люди, и чтобы они, обстоятельства изменялись в лучшую сторону — изменять их должны лучшие люди. Повторюсь, мы, коллеги мои, и есть эти лучшие люди. А мы поддались на реакцию, и некоторые из нас готовы свои «филе» выставить «на зло этим узурпаторам». Тьфу. Только лучшие обстоятельства в сумме с лучшими людьми дают то, что мы называем лучшее поколение, или золотой век. Воспитатель сам должен быть воспитан. У меня много вопросов к педагогам поддержавших этот флешмоб, основную часть из них я выразил в этом письме.

Я понимаю проблему, на которую обратили внимание этим флешмобом: проблема социальной незащищённости учителя. Она первоочередная и первостепенная в борьбе за лучшее образование. Её я постараюсь раскрыть в других публикациях. Здесь же я призываю к пониманию своей этической идентификации моих коллег. Мы должны быть высокоморальны всегда, даже в личное время, иначе — мы окончательно сфера услуг, а не образования.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет