Дуализм модерна | Мел
Дуализм модерна

Дуализм модерна

Время чтения: 2 мин

Дуализм модерна

Время чтения: 2 мин

Раскрываем тему ДУАЛИЗМА этого стиля — его проявлений в разных аспектах живописи МОДЕРНА.

1. Автор признает модерн как стиль (не как течение или моду), который берет на себя все задачи, присущие стилю.

2. Произведения живописи, графики и скульптуры очень редко целиком «выполняют нормы» стиля, а потому в модерне сосуществуют очень разные и сильно отличающиеся друг от друга «варианты» стиля.

3. Максимальное расхождение достигается в сфере изобразительного искусства — Климт и Тулуз-Лотрек, Ходлер и Штук, Врубель и Серов.

4. Эти различия происходят от того, что отправные точки развития модерна были весьма разными. Иногда он отталкивался от академизма, иногда от реализма, в других — импрессионизма. В особенности то чувствуется в русской школе.


ДУАЛИЗМ МОДЕРНА, или его ДВОЙСТВЕННОСТЬ проявляется в ряде моментов:

  • Срединное положение стиля между реальностью и условностью. Модерн находится где-то между изображением и воображением.
  • Картина 19 в предполагает некий «эффект присутствия», дает окно в реальный мир. Произведение 20 века основано в большей степени на «знаемом», чем на видимом, художники этого века настаивают на создании «новой реальности». Модерн находится между этими двумя точками, где реальное соединяется с вымышленным и «знаемым», жизненное — с фантастически.
  • Очень точно выразился Врубель об этой двойственности: «Когда ты задумываешь писать что-нибудь фантастическое — картину или портрет — всегда начинай с какого-нибудь куска, который напишешь вполне реально. В портрете это может быть перстень на пальце, пуговица, … какая-нибудь малозаметная деталь, но она должна быть сделана во всех мелочах, строго с натуры. Это как камертон для хорового пения — без такого куска вся твоя фантазия будет пресная и задуманная вещь совсем не фантастическая».
  • Климт в своих портретах дает сочетание реального и условного, соединения реалистично выполненные лица и тела с декоративно истолкованной плоскостью фона или одежды. Листы золота или серебра на поверхности холста еще больше подчеркивают контраст реального и условного.
  • Пространство в модерне так же находится между реальностью 19 века и новой условностью 20 в.
  • Художники часто прибегают к отражающей поверхности зеркала или глади воды в своих работах. Это обьяснить легко — мастера живописи тяготели к двоеверию, пребыванию предмета на грани потустороннего и посюстроннего бытия. Кроме того, зеркало заменяет реальное пространство на картине.
  • Пространство чаще всего тяготеет к плоскости — пятно заменяет объем, линия заменяет трехмерность. При этом художники используют методы, которые подчеркивают разворот фигуры или предмета в пространстве — и снова двойственность модерн.

Время в модерне. Трактовка этого понятия в модерне сильно отличается от того, что было в середине 19 века. Реализм фиксировал время в конкретном его проявлении («Крестный ход в Курской губернии 1883 г.), импрессионизм переносит акцент на кратковременность, почти мгновенность восприятия. В модерне время — растянутое, замедленное. Живописец чаще всего, зафиксировав на полотне момент, останавливает время или задерживает его. Примером здесь может служить Врубель, очень любивший подобные остановки. Такие его работы как «Испания» 1824, «Надгробный плач» 1887 (длительность паузы при напряжении состояния Богоматери особенно ощутима). В «Демоне» 1890 же Врублеь уже самим сюжетом — самопогруженностью героя, его длительным раздумьем — замедляет ход времени.

  • В живописи Ар Нуво или немецкого Югендстиля можно часто встретить застывшие безмолвном общении друг с другом фигуры в зафиксированных позах, в ситуациях бездействия или же в момент достижения кульминация.
  • Время Сезанна это наиболее отличная система из всех современных. Его время трактуют как «геологическое», обещающее большие хронологические отрезки. Модерн не обладает возможностью такой трактовки времени.

Всё про ЕГЭ. Рассылка
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей