Принципы отбора произведений искусства для детей | Мел
Принципы отбора произведений искусства для детей

Принципы отбора произведений искусства для детей

Эстетическое воспитание детей в раннем возрасте
Время чтения: 3 мин

Принципы отбора произведений искусства для детей

Эстетическое воспитание детей в раннем возрасте
Время чтения: 3 мин

Важность процесса отбора репродукций для демонстраций

Практика показывает, что от отбора произведений зависит успех введения детей в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется малыш — станет основой формирования эстетического вкуса и устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира.

Правильный отбор произведений живописи является одним из условий успешного эстетического воспитания дошкольников.

Гуманизация личности ребенка

Правильно осуществляемый отбор произведений искусства позволяет влиять на формирование у малыша любви к родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Через восприятие живописи происходит гуманизация личности ребенка — он пытается перенести воспринятые на полотнах отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное — он учится сопереживанию.

«Увы, такова жизнь! Она не позволяет нам устраиваться так, как нам удобно. Она не позволяет нам укрыться от эмоций и подчиняться исключительно разуму, а не сердцу.» © — Агата Кристи


1. При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе.

2. По колористическому решению следует отбирать картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте — яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разделенные.

3. Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т. д.

4. Также при ознакомлении малышей с живописью стоит помнить о, так называемом, принципе концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение длительного отрезка времени неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание малыша каждый раз направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.

Соблюдение принципа концентричности позволяет постепенно углублять понимание художественных произведений, раскрывать новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства.

5. Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника.

Прежде чем показывать малышу ту или иную картину, маме следует четко представлять, о чем она, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).

6. Тема произведения. Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т. е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их взаимоотношения, природные явления.

Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие темы — социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.), действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.

7. Тема одна, художники разные. И еще один важный принцип, который следует учитывать, отбирая произведения для ознакомления детей с живописью — индивидуальное творческое видение реальной действительности. Поясню, что это значит.

Разные художники видят одно и тоже явление в жизни по-разному, а значит, и полтона, созданные на одну и ту же тему, могут кардинально отличаться друг от друга. Воспринимая такие разные картины на один и тот же сюжет, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления.

Это так же влияет на становление у детей личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.

Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей