Написать в блог
Я начальник, ты дурак

Я начальник, ты дурак

Чему мы научим детей
Время чтения: 5 мин

Я начальник, ты дурак

Чему мы научим детей
Время чтения: 5 мин

Дорогие читатели! Коллеги! Я хочу поговорить о наболевшем, о том, что мешает вдохновенному и творческому труду педагога. Своим мыслям я нашел созвучие и продолжение в статье главного редактора газеты «Первое сентября» С. Соловейчика «Школа без страха», опубликованной в самом последнем её номере (30.06.2014). Автор размышляет над тем, какой должна быть идеальная школа, и приходит к выводу, что это школа, где нет страха. Страх, по мнению автора, это антипод любви, самое разрушительное чувство. Школа, где ученики не боятся учителей, а учителя учеников и руководства — это ли не идеал? Но разве такое возможно? Автор пишет:

— Так просто — школа без страха.
Так трудно.
Так отчего-то недоступно для многих школ.
Может, потому недоступно, что мы не думаем об этом?

Вот так коротко, так просто — и так о многом сказано! Недавно я опубликовал на Фейсбук пост с изложением конкретных событий и ситуации в нашей школе и получил множество понимающих и сочувствующих откликов. Но ответы на вопрос «что делать?» меня опечалили. Кто-то писал, мол, кивай, соглашайся, а делай по-своему. Кто-то вообще ничего не советовал, а только сокрушался, мол, ничего нельзя сделать. Но нам ведь воспитывать детей. Они многое чувствуют и копируют. То что наши взрослые разборки происходят за закрытыми дверями, не значит, что всё останется в тайне. Наше отношение к жизни и обществу незримо передается ученикам. Стоит ли ожидать, что, повзрослев, они будут думать и жить иначе? Как может учитель учить детей жить по демократическим принципам, если сам соглашается быть холопом, если мирится с принципом «я начальник, ты дурак»? Это тем более противно, когда понимаешь, что на самом деле всё наоборот. Но откуда возникает желание заставить подчинённых трепетать? Неужели барско-холопский стиль настолько глубоко проник в наше естество со времён крепостного права, что нет радикальных методов борьбы? Так это или нет, в любом случае каждый здравомыслящий человек, тем более, педагог, понимает, что такой стиль надо искоренять. Слава богу, существует немало примеров иного, демократического стиля управления — когда педагог видит в руководителе в первую очередь помощника, советчика и мудрого собеседника. Как бы хотелось заняться описанием образа такого руководителя! Но обстоятельства и тема статьи требуют спуститься с небес и описать иной портрет. Каков он, руководитель-барин? Барство это порок, значит его носитель — человек порочный. А пороки надо скрывать. А чем выше стоишь над подчиненными, тем труднее их разглядеть. Для пущего укрепления своего положения неплохо обзавестись гвардией кормящихся с руки хозяина оприч… заместителей. Чтобы как живой щит, как крепостная стена стояли на защите своего благодетеля. Каковы корни явления? Я бы выделил следующие: тщеславие, жадность и необразованность (да-да!). Список можно продолжить, но эти, пожалуй, самые вопиющие. По поводу последнего я хочу поговорить отдельно. В необразованность поверить труднее всего, но вот факты. Я педагог дополнительного образования, руковожу школьной телестудией. В последнее время стал чувствовать усиление руководящей линии моей непосредственной начальницы, что меня стало тяготить. Она стала давать мне задания, не вызывающие у меня творческого вдохновения. Было такое чувство, как будто профессора заставляют решать задачки школьной программы. Я поначалу выполнял их, но результаты моей работы вызывали резкую критику с её стороны. Это при том, что мою работу ценят в Департаменте образования Москвы, сюжеты нашей телестудии транслируют на Московском образовательном интернет-телеканале, созданном на базе Департамента. Недавно даже услышал в свой адрес похвалы аж с самого верху образовательной иерархии. Я недоумевал: неужели правда, я что-то делаю не так? А может, как говорится: жалует царь, да не жалует псарь? С этими мыслями я занялся поиском информации о своём руководителе в интернет. И нашёл. На педагогическом портале я обнаружил её страницу с так называемыми публикациями. Когда я начал читать, первое, что я обнаружил — мягко говоря, замысловатая стилистика текстов, изобилующих специальными терминами и наукообразными фразами. Как часто мы сталкиваемся с подобным на всевозможных совещаниях, форумах, круглых столах! Хлопаем — сначала ушами, потом в ладоши, делая вид, что всё поняли и оценили важность. Но я въедливый, взялся за тексты с пристрастием. Вот, скажем, пример (грамматика оставлена оригинальная).

Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме. Требования современного общества, знаменующие переход от техногенной к антропогенной цивилизации, где личностные качества человека, такие, как:

Способность решать задачи в нестандартных ситуациях, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, интеллект- будут играть ключевую роль, являются объективными причинами для разработки и практической реализации образовательной программы «Ритмика и современные танцы», созданной на основе изучения хореографического искусства, для детей 7-9 лет.

Каково! Если это словесное громадьё перевести на нормальный язык, то, скажем, следует из текста, что инвалиды не могут быть духовно богатыми. А если развивать заложенные тут мысли, то вообще все школьные предметы можно заменить на ритмику и современные танцы. Конечно, это мои размышления. И хотя многие с ними согласны, может кто-то и возразит. Но как вам такое?

Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать.

Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5-6 классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Когда сталкиваешься с бурным потоком грубых грамматических ошибок — тут уж не до споров. Учителя начальных классов, проверив, поставили двойку. А после исправления ошибок выплыл наружу не менее убогий смысл этой писанины. А теперь внимание! Я сейчас перечислю все регалии автора текстов: зам. директора по дополнительному образованию и внеурочной работе, учитель высшей категории, ветеран труда. А ещё — сертифицированный специалист множества курсов МИОО и института художественного образования РАО в таких областях, как: культура, этика, культурология, инновации в образовании; награждена медалью за доблестный труд и еще двумя медалями.

Как же мог столь безграмотный человек получить все эти сертификаты, звания и награды? Разные могут быть соображения. Одно из них я хочу изложить. Как известно, многие педагоги время от времени посещают различные курсы, как правило, не бесплатные. Платят обычно не из своего кармана — школа платит. Там можно получить не только знания и навыки. Главное, за чем туда идут многие, это сертификаты и прочие свидетельства об окончании. Эти документы дают право расширить круг профессиональной деятельности, повысить формально компетенцию и в итоге претендовать на более высокий уровень дохода. Организация, скажем, тот же МИОО, заинтересована в том, чтобы было как можно больше слушателей (больше доход), но не заинтересована в том, чтобы кто-то не защитился и не получил сертификат. А то потом могут быть трения: деньги заплачены, а результата нет — кто виноват? Конечно, если итоговая работа явно безграмотная, то её не примут — всё-таки престиж тоже нельзя совсем уж ронять. Вот и научились многие слушатели маскировать чепуху за замысловатыми речевыми конструкциями, переполненными наукообразными выражениями. Комиссия смотрит — мудрёно всё. Вникать глубже трудно и не хочется. Сойдёт! Всё равно никто более читать не будет. Так вырабатывается особый стиль — наукообразного словоблудия. Набив руку, можно любой доклад в два счёта составить, даже не имея представления о теме. Но как тут не вспомнить слова Серафима Саровского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного!» Глупость и бескультурье научились принимать облик мудрости, пробивая путь во власть, ведомые алчностью и амбициями. Конечно, борьба с этим явлением ведётся. Некоторую положительную роль играет аттестация директоров школ, проводимая Департаментом образования Москвы. Но, увы, назвать этот механизм безупречным нельзя.

Закончить хочу словами Пушкина:

Беда стране, где раб и льстец

Одни приближены к престолу,

А небом избранный певец

Молчит, потупя очи долу.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей