Стокгольмский синдром в подростковой литературе

Стокгольмский синдром в подростковой литературе

Время чтения: 5 мин

Стокгольмский синдром в подростковой литературе

Время чтения: 5 мин

Стокгольмский синдром — это психологическое состояние, при котором возникает односторонняя или взаимная связь между жертвой и агрессором. Эта тема широко освещена в литературе и кинематографе. Однако не до конца определена этимология возникновения и факторы, которые влияют на развитие этого синдрома у жертв насилия.

В повседневной жизни люди часто сталкиваются с агрессией. Будь-то на работе, в общественном транспорте или на улице. Но, далеко не каждому придёт в голову похитить человека, удерживать силой в заточении, намеренно подавляя его эмоциональное состояние. Прежде всего, проявление агрессии — это признак психического расстройства.

В литературе и кинематографе есть много примеров, когда режиссер выбирает стокгольмский синдром для развития эмоциональной связи между героями. Такой подход кажется не совсем тактичным, а точнее «пляской на костях» реальных жертв агрессии. Громкими примерами таких работ являются:

«12 обезьян» с Брюсом Уиллисом и Бредом Питтом в главных ролях. Преступник Джеймс Коул, отправляется в прошлое с целью найти организацию «12 обезьян», которая намерена истребить человечество с помощью смертельного вируса. Когда он оказывается в Нью-Йорке зимой 1997 года, никто не знает о такой организации и принимает Джеймса Коула за сумасшедшего. Он оказывается в психлечебнице, где знакомится с психиатром Кэтрин Райли, которая верит ему и старается понять причину его навязчивой идеи отыскать зловещую организацию. Попытка наладить контакт заканчивается похищением. Но главная героиня не останавливается и все равно старается ему верить, закрывая глаза на преступления и убийства. В результате доктор Райли понимает, что Джеймс Коул говорит правду, и между ними возникают чувства. Это типичная картинка во многих фильмах, которую мы часто даже не замечаем, принимая ее за обыденность и типичный сюжет в триллерах.

Роман «Молчание ягнят» Томаса Харриса и одноименный фильм тоже являются ярким примером проявления стокгольмского синдрома у героев сюжета. Молодая курсантка ФБР Кларисса Старлинг хочет использовать показания Ганнибала Лектера (заключенного серийного маньяка) для раскрытия дела о серийном убийце. Она налаживает с ним контакт и между ними возникает психоэмоциональная связь. Здесь же действует ложный принцип «я его не трону, и он меня не тронет». К сожалению, в реальной жизни договориться с агрессором вряд ли получится.


В этом году МИФ.Проза издали книгу английской писательницы Люси Кристофер «Взаперти» (ориг.название Stolen). Сюжет романа начинается с похищения 16-ти летней девушки Джеммы Тумс из аэропорта Бангкока. После наркотического сна девушка оказывается в доме, посреди бескрайней пустыни Австралии, где нет дорог, коммуникаций и, конечно же, людей, которые могли бы её спасти. Рядом с ней находится Тай, юный парень, который десять лет следил за жизнью Джеммы и ждал момента, чтобы похитить её. Согласитесь, такой сюжет привлекает читательский интерес. В предисловии автор предупреждает читателя, что ему будет сложно преодолеть желание отнести этот роман к любовным историям. Но, история Джеммы и Тая далеко не о любви. На страницах этого романа, читатель проживет весь спектр человеческих эмоций: начная с гнева, заканчивая манией. Чтобы лучше понять героев романа и тех, кто стал жертвой агрессивного поведения в реальной жизни, необходимо перечислить несколько причин возникновения стокгольмского синдрома:

  • Инстинкт самосохранения. Жертва делает всё, что говорит агрессор, чтобы сохранить себе жизнь. Благополучие агрессора воспринимается как залог жизни жертвы.
  • Из-за долгого времяпрепровождения с агрессором, без возможности контакта с другими людьми, жертва подсознательно допускает налаживание контакта.

Нужно сразу сказать, что это единичные случаи и люди со здоровой психикой не могут чувствовать жалость и эмпатию к человеку, который проявляет агрессию в его сторону.

Осторожно, спойлеры!

В книге Люси Кристофер «Взаперти» сложно понять позицию жертвы. Джемма оказывается практически на «необитаемом острове», без возможности выбраться из пустыни. Ещё в аэропорту у нее закрадывается мысль, что не первый раз видит Тая. Позже он признается, что тщательно строил свою жизнь вокруг неё. И даже однажды спас Джемму от сексуального домогательства. Тай убежден, что похищение — их единственный способ построить жизнь вдали от разрушающей повседневности. В первую очередь, он считает, что он спас Джемму. То, что он выкрал девушку, опоил наркотиками и поставил крест на её развитии — не так важно, как их дальнейшая совместная жизнь. Тай привез её на землю своих предков, в пустыню, которую Джемма обязана полюбить.

Люси Кристофер написала этот роман от лица Джеммы. Девушка рассказывает эту историю в виде монолога, обращенного к Таю. По этой причине, читатель не может понять намерения агрессора. Автор лишь рассказывает историю похитителя.

У Тая было сложное детство, психологические травмы, которые остаются с ним каждый день и не дают ему спать по ночам. Но возникает вопрос: почему Тай не завел нормальные отношения с человеком, в которого десять лет влюблен? Он не осознаёт, что, выкрав Джемму из её привычного мира, он не спасает её, а причиняет боль. Он не понимает, почему на протяжении месяца девушка пытается его убить и совсем не хочет разговаривать. Возвращаясь к Джемме, с первых же строк можно увидеть её противоречивое поведение по отношению к Таю. Она вспоминает, что видела его везде, куда бы не пошла. Джемма осознает, что он по-зверски с ней поступил, похитил, но, в это же время, думает о том, какие красивые у него глаза и как она восхищена его телосложением. Такие размышления в книге не украшают ни сюжет, ни личность персонажа. Возможно, Люси Кристофер считала, что такими мыслями покажет молодому поколению, что нельзя верить красивым парням?

«Выдержать твой взгляд я не могла. Эти глаза. Голубые. Смотрят пристально. Невыносимо было видеть в них заботу».

На протяжении всей книги Тай верит, что они с Джеммой смогут все преодолеть и построить жизнь в сердце пустыни. Для этого он оборудовал дом, сделал запасы всего, что может понадобиться в быту и похитил Джемму. Больше в жизни ему ничего не нужно. Мысль о том, что он спас её мешает трезво оценить ситуацию. Пока Тай пытается наладить к Джеммой хотя бы дружеские отношения, она строит планы о побеге и хочет убить Тая. Одновременно с мыслями об убийстве, Джемма думает, что Тай похитил её не со зла. Она пытается оправдать его поведение и найти выход из сложившейся ситуации без вреда для них обоих.

Читать роман было довольно сложно. Понять героев — ещё сложнее. Поверить в то, что такое возможно и автор не привирает — почти невозможно. Эмоции героев буквально лавируют на туго натянутом канате. Тай соглашается отпустить Джемму, но предупреждает, что она погибнет в песках пустыни. До последнего ему кажется, что она откажется от этой идеи и останется с ним. Но она, конечно же, берёт машину и уезжает. Спустя пару дней Тай находит её тело в песках. Этот момент становится переломных для них обоих. После него Джемма будто бы начинает доверять Таю, и они даже проводят один вечер вместе. Люси Кристофер рискнула и написала эту сцену слишком романтизировав происходящее. Читатель буквально поверил, что Джемма начала испытывать романтические чувства к Таю. Но, нельзя забывать, что он агрессор и похитил девушку!

«Я оглядела комнату. Здесь не было ни веревки, чтобы связать меня, ни чего-нибудь похожего на оружие. За моей спиной дверь осталась открытой. Я легко могла бы уйти. Но мне почему-то не хотелось».

История Джеммы Тумс закончилась благополучно. Но она ещё долгое время будет скучать по Таю и искать ему оправдание. После жизни в пустыне, Джемма вернулась в привычный ей мир и не смогла поверить не единому слову родителей. Таю удалось надломить веру Джеммы в добро.

Как и любой другой жертве агрессии, будь-то в художественном произведении или в реальной жизни, выбраться из психологической зависимости в одиночку невозможно. Поэтому так важно говорить о стокгольмском синдроме, изучать его и помогать жертвам агрессии. А книги — это ещё один способ обратить внимание и начать говорить о таких проблемах, которые не исчезают, если закрыть глаза.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет