У кого нужно учиться гражданственности? Слово о А. И. Солженицыне | Мел
У кого нужно учиться гражданственности? Слово о А. И. Солженицыне
  1. Блоги

У кого нужно учиться гражданственности? Слово о А. И. Солженицыне

Я говорю только то, что я считаю полезным и нужным для России

А. И. Солженицын
Время чтения: 5 мин

У кого нужно учиться гражданственности? Слово о А. И. Солженицыне

Я говорю только то, что я считаю полезным и нужным для России

А. И. Солженицын
Время чтения: 5 мин

Дорогие мои современники! Не могу не высказать то, что волнует меня сегодня. Хочу поделиться с вами своими мыслями и надеюсь найти отклик в ваших душах. Мне бы очень хотелось, чтобы проблема, затронутая мною, не утратила своей актуальности, так как понимание сути гражданства и патриотизма важно в любой период человеческого развития.

Новейшая история нашей страны имеет прямое отношение к жизни каждого человека, поэтому я считаю, что мы обязаны знать историю своей Родины. «Русское общество всегда было словоцентрично, а литература, которая, по сути, и есть русская философия — это инструмент для осмысления времени», — сказал ученик Д. Лихачева, лауреат многих литературных премий Е. Водолазкин. Я думаю, что сейчас, в период бурных перемен, эти слова как нельзя лучше отражают важность возвращения внимания к литературе.

Исследователи отмечают, что основным пафосом русской литературы всегда было «спасение человека и человечества». Но в конце 20 века наступило разочарование, что и отразилось в современной литературе, которую В. Ерофеев назвал «литературой зла». Что это? Истечение «срока годности» или затишье перед бурей? Но ведь именно 20 век показал всему миру, что русская литература живее всех живых. Именно это искусство, по словам А. И. Солженицына, переносит груз жизненного опыта «со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти создает опыт, пережитый другими, и дает усвоить как собственный». Писатель уверен, что литературе дана чудесная способность: переносить жизненный опыт от народа к народу и становиться живой памятью, хранить утраченную историю, оберегать «национальную душу». Но горе народу, не рассказавшему о себе потомкам.

Какова же в этом жестоком мире роль писателя? Он, как и само общество, со временем меняется, но остаются жизнь и истина, от которых не уйти, поэтому только правда — один из главных критериев настоящей литературы, переходящей из века в век. Путь писателя тернист. Недостаточно обладать талантом. Нужно родиться в то время, в том месте.

Думаю, со мной согласятся многие выпускники, что одной из ярких фигур 20-21 веков является политик, драматург, общественник, диссидент, лауреат Нобелевской премии 1970 года, писатель, настоящий гражданин великой России А. И. Солженицын. Его судьба и творчество — настоящий подвиг во имя Родины.

Друзья! Сегодня в год 100-летия со дня рождения А. И. Солженицына я считаю важным говорить о писателе, который смог выстоять и остаться Человеком с большой буквы, верным своим принципам. Его имя носят школы и вузы, музеи и улицы, произведения писателя входят в школьную программу. В честь него назван Русский Общественный Фонд. Рассуждая о А. И. Солженицыне, Л. З. Копелев отметил: «Для многих миллионов людей у нас и во всем мире Александр Солженицын олицетворяет лучшие традиции русской литературы, гражданское мужество и чистую совесть художника».

В далеких 60-х годах пока еще никому не известный писатель вмиг превратился в знаменитого автора публикации, которую одобрил Н. С. Хрущев, но оказалось: минута славы длилась недолго. А. И. Солженицына лишили возможности печататься. Кремлем он стал рассматриваться не как писатель, а как неугодный общественный деятель. Ни ужасы «томительных лагерных перебродов», «вечерних морозов с просвечивающими цепочками фонарей», ни уничтожение всех изданий, ни лишение советского гражданства и депортация не сломили настоящего гражданина. «Я говорю только то, что я считаю полезным и нужным для России. И мне совершенно безразлично, кому из правящих это нравится или не нравится, кому это сегодня кажется выгодным, а завтра — невыгодным. Я исхожу из того, что я буду нежелательной персоной и меня будут лишать свободы слова», — писал А. И. Солженицын. Не эти ли слова мы можем считать вершиной гражданственности?

Возвращение к читателю произведений А. И. Солженицына началось в 1988 году. Он всегда был человеком «одной, но пламенной страсти», он мучительно любил Родину. Забота о судьбе её затмевала для него все остальное. Писатель поставил вопросы, актуальные не только для России, но и для всей современной цивилизации. Александр Исаевич был уверен, что писатель, только создавая талантливые произведения, может служить народу. Это был «выдающийся русский характер, которому счастливилось быть осуществленным в России раз в триста лет», — сказал о нем поэт Д. Самойлов.

Сегодня мы можем говорить «о масштабе великого дарования этого сложного мыслителя, художника с творческим призванием», о глубине его связи с Россией, о его литературных и исторических шедеврах. Главным произведением его жизни и известным в молодежных кругах стало документальное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», где автор выступил от лица тысяч людей, подвергшихся арестам и пыткам. Любая история, насыщенная только цифрами и фактами, не пробивается к сердцу человека, а «Архипелаг» смог не оставить равнодушным никого. Рассказы «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матренин двор» (1963), роман «Раковый корпус» (1963), трактат «200 лет вместе», роман-эпопея «Красное колесо» (1986), повести «На изломах» (1986), «Крохотки» (1958-1998) — все эти произведения прошли сквозь бурную историю всего 20 века и России. Поражает цельность мировоззрения писателя, его личности. Обозревая свой творческий путь, А. И. Солженицын сказал:

Откуда и я смог послать человечеству

Отблеск лучей Твоих

И сколько надо будет,

Чтобы я их еще отразил,

Ты дашь мне,

А сколько не успею

Значит, Ты определил это другим.

К счастью, он многое успел для спасения мира от зла, лжи и насилия. В этот трагичный век он создал характеры, поражающие чистотой души и верой в жизнь. Нравственная программа А. И. Солженицына звучит в призыве ко всему писательскому сообществу: «Совесть — вот что внесла русская литература в мировое сознание». Он стал памятью народа, которого постигла большая беда. Сегодня мы с искренней благодарностью можем говорить о нем как о великом заступнике России, а о его произведениях как о величайшей школе жизни. По словам академика Ю. Осипова, обращение к Солженицыну — это «поистине возврат дыхания и сознания для грядущих духовных побед России».

Мои современники! Мы должны знать новейшую историю своей страны, какие бы скорбные страницы она в себе не таила. Необходимо осознавать, чем и как заниматься в своей стране, чему отдать свои силы, в чем не участвовать. Мы запоминаем не родительские нравоучения, не школьные знания, а реальные примеры, эмоциональные воспоминания от которых остаются на много лет. Именно литература, на мой взгляд, способна, как и многие другие искусства, дать этот эмоциональный опыт. Но в несущемся урагане повседневности предмет «литература», по мнению современных литературоведов, стремительно становится маргинальным, а читателю, и тем более современному школьнику, в огромном потоке книг трудно отличить хорошую книгу от плохой, а «качественную» литературу от «быстротечной». Литература как зеркало дает возможность людям посмотреть на то время, в котором они живут, поэтому проблема возвращения внимания к литературе, понимания её роли в духовном развитии нации, сегодня остра, как никогда. Когда задумываешься над этим, понимаешь, что не случайно введено для выпускников итоговое декабрьское сочинение, которое, по словам Н. Солженицыной, научит школьников излагать свои мысли грамотно, подтолкнёт их к изучению литературы, русского языка, а значит и истории своей Родины. Нельзя не согласиться со словами Н. Солженицыной, что «Любая страна без литературы обречена», это «необходимая часть воспитания человека».

Я уверена, именно художники и писатели способны победить ложь. «Против многого в мире может выстоять ложь, но только не против искусства», — говорил А. И. Солженицын в своей Нобелевской лекции. Однажды взявшись за слово, писатель уже не сможет уклониться, так как он «совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

Жизненное кредо А. И. Солженицына звучит так: «Смысл земного существования — не в благоденствие, а в развитии души». И прав А. А. Тарковский, сказав об А. И. Солженицыне: «Он хороший писатель. И прежде всего — гражданин. Несколько озлоблен, что вполне понятно, если судить о нем как о человеке, и что труднее понять, считая его, в первую очередь, писателем. Но личность его — героическая. Благородная и стоическая. Существование его придает смысл и моей жизни тоже».

Быть гражданином — не позволить оставить потомков без истории и быть небезразличным к судьбе граждан: всем этим ценностям следовал Александр Исаевич. Свое слово о писателе я хочу закончить цитатой из его Нобелевской речи: «Друзья! А попробуем пособить мы, если мы чего-нибудь стоим <…> И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня».

Автор: Полина Никифорова

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(1)
Комментарии(1)
Не нужно делать из Солженицина героя:
Он ли не тот сказочник который сказал что в Гулаге погибло больше 20 миллионов?
Не он ли говорил о том что половина Ленинграда была пересажена?
Не он ли просил скинуть на СССР атомную бомбу?
И о какой его т.н. гражданственности может идти речь?
Больше статей