Написать в блог
Тропинка от картины к свободному мышлению

Тропинка от картины к свободному мышлению

Время чтения: 5 мин

Тропинка от картины к свободному мышлению

Время чтения: 5 мин

Редактор:

Вера Исааковна, Вы пишете преимущественно на взрослую аудиторию. Как появилась идея написать такую книгу, которая рассчитана на детское восприятие?

Чайковская В.И.: Вы знаете, просто нужны неравнодушные люди, например, издатели и редакторы. Был такой журнал «Детская литература», кажется, его уже нет. Давно не встречала упоминаний. И вот редактор, с которой мы были шапочно знакомы, как-то позвонила и заказала статью. Тогда за статьи ещё платили, что было дополнительным стимулом. Но оказалось, что это увлекательнейшее занятие — писать для детей и для взрослых одновременно. Это некое семейное чтение, позволяющее сохранить общий уровень и не скатываться в сюсюканье. В редакции новелла понравилась. Попросили написать еще. Потом позвонили из редакции другого журнала. Там перепечатали прежние новеллы и попросили написать новые. Люди везде были активные и творческие. Принималось все с большой радостью. Так что писать было интересно. И вот неожиданно для меня сложилась книжка.

Ред.: В книге ваш герой сначала не испытывает никакого влечения к живописи, в Третьяковке ему неинтересно, монотонная лекция экскурсовода навевает на него скуку. Только вовлечённый в диалог, связанный с его личным восприятием сюжета картины, без скучных «классических» методов обучения, Илюша по-настоящему заинтересовался картинами и художниками. Он почувствовал себя свободным и самостоятельным «professore», с чьим мнением считаются даже взрослые. Может ли родитель, учитель и т. д. помочь ребенку по аналогии с героями книги продолжить изучать живопись других художников? Как это можно сделать?

Ч: Только никакого принуждения! Говорят, для обучения музыке нужно, чтобы мама неусыпно наблюдала за сыночком, будущим Ойстрахом. Но там своя специфика, необходимо овладеть техническими навыками. Правда, без таланта всё равно ничего не выйдет! И лучше бы больше развивали культурный кругозор! Не все же станут Ойстрахами, а такой кругозор пригодиться в любой деятельности. Нас с сестрой в детстве по сто раз заставляли ударять по клавишам для правильной постановки руки и пальцев. Отвратили от музыки (на тот момент). Помню своё удивление, когда уже будучи взрослой, я увидела по телевизору, как играет гениальный Владимир Горовиц — совершенно прямыми пальцами! Значит, и тут нет непреложных правил! Но это к слову. А так, покупайте хорошие альбомы, ходите вместе в музеи, поощряйте рисование. Ребёнок сам разберётся, что ему нравится, а что нет. Способности его поведут.

Ред.: Что вы посоветуете родителям, которые хотят развить в своих детях не только способности к точным наукам, но и воспитать их художественный вкус, образное мышление, сформировать творческий подход?

Ч: Отчасти я уже на это ответила. Если сами родители интересуются искусством, в доме звучит музыка, ведутся разговоры о литературе, о художниках, есть книги о живописи и поэтические сборники — это останется и потом обязательно припомнится. Не надо ничего натужного, навязчивого. Ребенок, да и взрослый, любит всё делать наоборот! Задавайте вопросы, давайте высказаться, не спорьте и не забивайте своими взрослыми «умностями». Уважайте его мнение, и он начнет уважать ваше.

Ред.: С какими школьными предметами может пересекаться идея, заложенная в «Тропинке»? Можно ли её использовать как пособие, литературу для дополнительного чтения в школе? Я вот точно вижу пересечение с уроками по Изобразительному искусству, МХК, Литературному чтению. У вас есть какие-то идеи по пересечению с конкретными темами?

Ч: Вы всё очень точно сказали. В сущности, любой урок по искусству должен выстраиваться как детективный рассказ, с привлечением детей, которые тоже что-то угадывают в сюжете и делают интересные предположения, порой, и взрослых озадачивающие. Помню, на уроке МХК я попросила одного «двоечника», который сидел на последней парте и занимался чем-то своим, рассказать о герое портрета Рембрандта. На портрете был молодой мужчина с серьгой в ухе. Спрашиваю: «Коля, как Вам кажется, почему у него эта серьга?» А мой «двоечник» тут же отвечает (искусствоведы бы запнулись): «Потому что н „плохой парень“, много всего повидал и ничего не боится». Потом я как-то встретила этого Колю на улице с группой друзей хулиганистого вида. Он им говорит: « Это мой преподаватель. Клёвые были занятия!» Наверняка припомнил, как он разбирал рембрандтовский портрет. Это не забывается!

Ред.: В вашей книге герой Илюша хоть и хорошо учится (есть упоминания о том, что он получает пятерки, его приглашают в разные кружки), всё же он не сразу проникается идеями высокого искусства. Он нормальный современный ребенок, с современной лексикой, не очень прилежный, ленится, как все дети, «чемпион по не хождению туда, куда берут», тем не менее, взрослым героям удаётся его привлечь и заинтересовать живописью. Конечно, его суждения порой спорны, резки и могут шокировать серьёзных искусствоведов, зато они могут быть очень понятны Илюшиным сверстникам. Может, такой подход имеет смысл взять на заметку учителям, которым сегодня очень не просто заинтересовать ребят?

Школа претерпевает серьезные метаморфозы, «низы» явно не хотят, а «верхи» давно не могут вести учебный процесс по-старому, необходимы даже не столько новые технологии, сколько новые коммуникативные подходы к современным детям, с учетом совершенно иной реальности, в которой они формируются. Как можно серию книг «Тропинка в картину» использовать не только для домашнего чтения, в качестве методического пособия или даже поурочных разработок для учителя, чем она может помочь школьному учителю в построении конкретного урока? У вас есть какие-то рекомендации для учителей-предметников?

Ч: Я всегда не любила строить урок по чужому плану, по методичке. Тут нужно использовать сам принцип свободного и интригующего развития темы. Что-то знает учитель, что-то подсказывают ученики. У детей колоссальная интуиция, богатое воображение. Надо все это использовать в разговоре об искусстве. При желании любую новеллу «Тропинки» можно читать и обсуждать на уроке. Кто-то из учеников с кем-то из героев согласен, у кого-то возникло другое мнение и т. д., и т. п.

Ред.: Можно ли, взяв за основу идею книги, применить её к каким-то другим сферам, помимо изобразительного искусства, скажем, использовать для привлечения интереса к музыке, литературе? Или даже попробовать этот подход для других направлений, например истории, или даже географии?

Ч: Думаю, что можно. Только нужно не быть занудой и делать это весело и живо.

Ред.: Сейчас интерес к духовному развитию заметно снизился и в образовании, и в социальной сфере. В лучшем случае он сводится к узко-религиозному пониманию духовности. А в светском, общекультурном смысле она становится чем-то эксклюзивным. Общее снижение грамотности, замещение нормальных слов на письме птичьим языком гаджетных суррогатов, отсутствие знаний по истории, литературе, географии хотя бы собственной страны, становится повсеместной нормой. Понятно, что жизнь не стоит на месте, «ход времен нельзя остановить», техногенизация и технократизация общества — уже неизбежный процесс. Но как в этих условиях избежать крайностей, о которых весь ХХ век предупреждали писатели в различных романах-антиутопиях? Можно ли остановить обесценивание духовных сфер жизни? Возможно ли возвращение к нормальной расстановке приоритетов и, в конечном итоге, возрождение культурных традиций России?

Ч: Недавно видела по телевизору, как мальчишка обнимался с роботом. И подумала, что роботы могут вытеснить учителей, если все дело в знаниях, в фактах и алгоритмах действия. Учителя, трепещите! Исчезающая профессия! Если… Если только учитель не предложит чего-то, роботам недоступное — свое живое понимание искусства и личностное отношение к художникам, композиторам и поэтам; свой интерес к мнению ученика и к его личности; свою творческую незаурядность и юмор, противостоящие наступающей энтропии и хаосу.

Р: Спасибо, Вера Исааковна! Будем надеяться, что познакомившись с вашей книгой, юные читатели научатся прокладывать свои творческие тропинки во всех направлениях знаний, а взрослые возьмут на заметку методические идеи и разнообразят образовательный процесс.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет