Написать в блог
Почему люди без педагогического образования — самые классные преподаватели?

Почему люди без педагогического образования — самые классные преподаватели?

Директор петербургской школы креативных индустрий «Маяк» Ольга Смирнова рассказала о том, почему люди без педагогического образования становятся классными преподавателями, как направить досуг ребенка в полезное русло, и каких ошибок по отношению к детям проще всего избежать.
Время чтения: 7 мин

Почему люди без педагогического образования — самые классные преподаватели?

Директор петербургской школы креативных индустрий «Маяк» Ольга Смирнова рассказала о том, почему люди без педагогического образования становятся классными преподавателями, как направить досуг ребенка в полезное русло, и каких ошибок по отношению к детям проще всего избежать.
Время чтения: 7 мин

Когда начала работу школа «Маяк»?

Первый набор был в прошлом сентябре. За год мы отучили 170 детей на долгосрочных программах и около 1000 на краткосрочных.

На основе чего вы формируете программы?

Есть исследования по направлениям креативных индустрий, которые будут активно развиваться в ближайшее время. Мы оценили среду Петербурга, чтобы понять, в каких областях мы сможем найти профессионалов. Из этого и получились наши программы: «Дизайн», «Кино», «Современная музыка и звуковой дизайн», «Театр художника», «Анимация», «Фотография», «Архитектура», «Видеоблогинг», «Программирование с Apple Swift» и «Разработка компьютерных игр». С одной стороны, это широкие направления, в которых появляется много новых профессий. С другой стороны, они востребованы уже сегодня, и мы можем найти успешных специалистов, способных работать с детьми.

Преподаватели школы «Маяк» — это люди без педагогического образования. Это принципиальный момент?

К сожалению, сегодня молодой учитель с педагогическим образованием, за редким исключением, — это тот, кто прошел двойной отрицательный отбор: сначала в педагогические вузы идут те, кто больше никуда не может поступить, а затем в школы идут те, кто никуда больше не может пойти работать. Наш подход принципиально другой. Наши преподаватели — это прежде всего практикующие профессионалы в своей области, которые хотят делиться знаниями с детьми, потому что помнят, как им самим было сложно найти себя в любимом деле, когда тебя не поддерживают родители, когда ты сам многого не понимаешь, когда у тебя есть только желание. Наша задача — найти таких людей и дать им инструментарий для преподавания. Мы занимаемся дополнительным образованием, дети приходят к нам два раза в неделю. Нам не нужно решать глубокие психологические проблемы, которые возникают у подростков в обычной школе. Не нужно работать с мотивацией, потому что мы берем детей по результатам собеседования и знаем, что они пришли к нам добровольно. Таким образом, мы исключаем большие препятствия, которые есть у школьного учителя. Остаются только прикладные проблемы, связанные с тем, как донести до ребенка материал и сделать так, чтобы у него всё получилось.

Как вы отбираете и обучаете преподавателей?

На первом месте мы берем тех, кто уже преподавал детям, затем — тех, кто преподавал взрослым, и на третьем месте — тех, кто очень хочет, но еще не пробовал. С каждой категорией работаем по-разному. Но в любом случае начинаем с того, что обсуждаем гуманистический и неформальный подходы к образованию. Далее пишем программу и придумываем, какие могут быть методики по каждому направлению. Мы опираемся на систему британского академического качества. Наши программы состоят из практических модулей, дети работают на реальных проектах и занимаются созданием портфолио. Плюс, на протяжении всего года у нас проходят образовательные семинары для преподавателей, где мы говорим про возрастную психологию и методики индивидуальной и групповой работы.

Работа с преподавателями в вашем случае — скорее практическая?

Сегодня многие говорят, что педагогика становится теоретической дисциплиной. И это большая проблема. Мы хотим максимально уйти от чистой теории, поэтому все наши семинары заканчиваются разбором кейсов. Это главное, что интересует преподавателей и помогает им. С другой стороны, все равно остается большой теоретический блок про детскую психологию и развитие ребенка.

Что вы вкладываете в понятие гуманистическая педагогика?

Основная идея — в том, что мы ориентируемся на свободный выбор ребенка и на безусловное уважение к этому выбору. Мы работаем в безоценочной среде, когда успехи детей не сравниваются друг с другом, а анализируются лишь с точки зрения прогресса каждого конкретного ученика. Кроме того, нам близок неформальный подход к образованию, когда учитель и ученики одинаково являются субъектами образовательного процесса, между ними нет непреодолимой дистанции. Для нас важно, чтобы преподаватель был куратором, наставником, ролевой моделью для подростков.

Что в себя включает система британского академического качества?

Британцы регулярно пересматривают и обновляют образовательные программы с точки зрения изменения среды. Наверное, это в любом направлении необходимо. Я даже не знаю, какой пример привести в качестве исключения — может быть, латынь? Но в сфере креативных индустрий обновлять программы особенно важно, потому что в их основе лежат технологии, которые очень быстро меняются. Кроме того, как и британские школы, мы работаем на реальных проектах.

Как строится образовательный процесс?

Приведу несколько примеров. В прошлом году петербургский магазин оптики Pimp Your Eyes, который делает оправы для очков, запустил новую линейку товаров. Наши ребята с направления «Дизайн» занимались разработкой логотипа для этого бренда. Они, как настоящая рабочая группа, встречались с заказчиком, общались и работали над брифом. Одна из студенток с направления «Архитектура» разработала проект университетского города и кампуса, представила и защитила его перед взрослыми архитекторами и сделала портфолио для поступления в Московскую архитектурную школу МАРШ. Ребята с направления «Анимация» создали каждый по короткометражному мультфильму и по частям нарисовали один большой. Ребята с направления «Театр» поставили два спектакля — один кукольный, другой с элементами кукольного и театра теней. Таким образом мы даем детям возможность самим принимать профессиональные творческие решения и брать за них ответственность.

На какой возраст ориентированы программы «Маяка»?

У нас 10 программ для возрастной категории 11-15 лет. На большинстве из них мы делим ребят на более мелкие возрастные группы. Также с этого года появились новые программы для категории 8-11 лет. Они длятся по 3 месяца. В течение этого времени дети могут попробовать сразу несколько близких креативных направлений. Первый блок включает фотографию, кино и видеоблогинг, второй — иллюстрацию, анимацию и дизайн, и третий — музыку, компьютерную графику и программирование.

Зачем детям и родителям идти в школу «Маяк»?

Наша главная задача — это профориентирование. Мы хотим дать детям возможность попробовать себя в разных направлениях креативных индустрий, прежде чем выбрать будущую сферу деятельности. Мы превращаем свободное время ребенка в пространство для творчества и профессионального поиска и смещаем восприятие досуга с потребления на созидание. Что это значит? Часто родители приходят и жалуются: о, ужас, ребенок постоянно играет в игры, мы отбираем у него телефон, но он все равно находит его и играет. Мы говорим: не надо отбирать телефон, пусть он придет к нам и сам сделает игру, попробует себя в классной профессии, посмотрит на процесс по-другому и, может быть, станет востребованным высокооплачиваемым специалистом, который рано начал и добился больших успехов. То же самое происходит с видеоблогингом. Родители видят ребенка, который смотрит непонятно что в интернете, хочет стать блогером, ничем другим не интересуется. А мы объясняем, что на самом деле его увлечение включает в себя много навыков. Блогер умеет писать сценарий, имеет неплохие навыки публичной речи, работает с камерой, монтирует. Родители не понимают, как много потенциальных профессий здесь скрыто, даже не говоря о самом видеоблогинге, которым некоторые дети начинают зарабатывать с детства.

Как регулярно вы общаетесь с родителями?

Большинство из них со мной знакомы лично. Процесс обратной связи не прекращается. Когда родители приходят забирать детей после занятий, мы всегда общаемся. У нас не сотни детей и есть такая возможность. Если возникает повод для недовольства, мы связываемся и решаем вопрос. В конце года мы отправляем родителям гугл-форму с с вопросами о том, как они оценивают то, что произошло с их детьми за время обучения.

Какова ваша личная цель в этом проекте?

Я очень хорошо помню ощущение, когда тебе 16 лет, и система образования устроена так, что ты должен к этому времени выбрать профессию. А ты вообще не понимаешь, что тебе делать в жизни. Ни ты, ни твои родители толком не знают, какие есть специальности. До середины 2000-х все шли на экономический и юридический, и тысячам этих никому не нужных специалистов пришлось переквалифицироваться. Такая ситуация происходит из-за непонимания того, как развиваются индустрии. Очень хочется это исправить. Мы делаем специальный курс «Профориентирование для родителей», где рассказываем про креативные профессии будущего. Популярный пример — диджитал-маркетинг, где постоянно требуются специалисты, где есть огромный простор для творчества и высокие зарплаты. Но никто не понимает, что это такое и где этому учат. Зато тысячи детей до сих пор идут учиться на бухгалтеров — это притом, что скоро такие профессии будут автоматизированы и упрощены, потому что машины с этим лучше справляются и делают меньше ошибок. Хочется помочь детям найти себя, а родителям — объяснить, что не обязательно идти в СПбГУ, чтобы всё было хорошо.

Ольга Смирнова, директор Школы креативных индустрий «Маяк»

Назовите топ ошибок учителей общеобразовательной школы по отношению к творческим детям.

Я не разделяю детей на творческих и нетворческих. Есть те, кто выбрал точные науки, но это не значит, что они нетворческие. Что касается ошибок по отношению к детям, большинство из них связано с системой образования. Здесь не учителя виноваты. Для кого-то из детей совершенно не подходит система устных и письменных экзаменов, для кого-то — слишком большой стресс регулярно писать контрольные, для кого-то — невозможно отвечать у доски при других. Но что мне кажется неприемлемым и чего проще всего избежать, это когда учитель отчитывает ребенка при других детях, неважно по какой причине. Это ни в коем случае не должно происходить. Учитель является лидером образовательного процесса, и то, что он говорит, будет воспринято всем классом. Детям, которых регулярно отчитывают учителя, завучи, директор, очень сложно самим себе доказать, что они что-то могут. В системе образования есть много моментов, где учитель не свободен, но в такой ситуации выбор у него есть.

Какие ошибки могут делать родители в процессе образования детей?

Игнорировать интересы ребенка, считать их неважными или не имеющими значения для его жизни, думать, что с ними он не придет к успеху. Бывает, родители приходят и жалуются, мол, у ребенка такое странное хобби, он любит японские мультфильмы, постоянно смотрит и рисует аниме, и это же невозможно, он ничем другим не интересуется. При этом ребенок за время разговора практически нарисовал мультфильм на бумажке. И думаешь: погодите, секундочку… Мне кажется, многим детям было бы легче жить, если бы родители уважали их интересы. Как раз этого мы пытаемся достичь.

Как создать комфортную среду для ребенка и вдохновить его на творчество?

Сегодня у многих детей совсем нет свободного времени. Когда я смотрю на некоторых ребят, которые к нам ходят, я понимаю, что они, возможно, более загружены, чем взрослые. Я вспоминаю себя в 10-11 классе — я никогда в жизни не была так занята: с 8 до 16 у тебя школа, потом два репетитора и английский, потом нужно сделать уроки, потом ты ложишься спать в час ночи, а в 7 тебе снова в школу. Никакого удовольствия не подразумевается вообще. Наши британские коллеги придумали так называемую «систему 25%»: четверть времени вне школы ребенок занимается языком, четверть времени — спортом, четверть времени — творческим развитием и последнюю четверть — ничего не делает. К сожалению, у многих детей этой свободной четверти просто нет. Мы стремимся объяснить родителям, что она должна быть. Мы говорим: посмотрите, чем занимается ребенок в это время — это его отдушина, его свободный выбор, который впоследствии может стать делом жизни.

Посоветуйте книжку про детей, которую вы считаете важной?

«Современное педагогическое искусство: Азбука НО» Дмитрия Зицера [НО — неформальное образование — прим. ред.]. И вообще все книжки Зицера. Это очень полезный взгляд на образовательный процесс.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям(2)
Комментарии(2)
"К сожалению, сегодня молодой учитель с педагогическим образованием, за редким исключением, — это тот, кто прошел двойной отрицательный отбор: сначала в педагогические вузы идут те, кто больше никуда не может поступить, а затем в школы идут те, кто никуда больше не может пойти работать". Что это за такое неполиткорр...
Показать полностью
Уважаемая Инна! Речь идет о дополнительном образовании для детей - о тех направлениях и специальностях, которых просто нет в системе общего среднего образования, а следовательно, и практики, и методики их преподавания школьными учителями. Мнение о том, что для преподавания таких практических дисциплин как дизайн, ан...
Показать полностью
Больше статей