Написать в блог
СУДЬБЫ НАШЕГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

СУДЬБЫ НАШЕГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕСТЕ И РОЛИ РЕФОРМЫ ОТЧЕЧЕСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ОБЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Время чтения: 5 мин

СУДЬБЫ НАШЕГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕСТЕ И РОЛИ РЕФОРМЫ ОТЧЕЧЕСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ОБЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Время чтения: 5 мин

Часть 2.

Похоже Человечество подошло к роковой черте. Все более грозными становятся симптомы экологического кризиса. Футурологи, напоминая судьбу могущественной Римской империи, пророчат гибель современной цивилизации под натиском современных варваров.

Пожалуй наиболее утешителен прогноз «третьей волны» мировой истории:

первая — борьба сильных со слабыми (феодализм),

вторая — борьба богатых с бедными (капитализм),

третья — борьба умных (образованных) с глупыми.

Глупых не так жалко?!

А пока что родственный расизму и религиозному фундаментализму двоюродный брат призрака коммунизма — призрак национализма — бродит по всему земному шару. У наших братьев-славян на Балканах он заводит этнические чистки и массовые изнасилования — по команде (до этого и немецкие фашисты не додумались). А в России и Германии подымают голову красно-коричневые.

Для предотвращения экологической катастрофы всемирный экологический конгресс ничего существенного сделать не смог. Роль ООН в попытках потушить балканский костер оказалась просто жалкой. Лишь большой натовский кулак да воспоминания о «буре в пустыне» усмирили истекающих кровью «забияк». Надолго ли?

Новые, все более сложные проблемы не решаются старыми средствами. И, вместе с тем, решения подсказываются внимательно прочтенной историей. При таком прочтении становится очевидным, что решение и экологических, и социально-экономических задач можно найти лишь в людях, в их культуре. Достаточно «всего лишь» (!), чтобы каждый понял, во-первых, значение экологического фактора и, во-вторых, то, чему учил еще Христос: все люди братья. В общих чертах результаты обучения таких Учителей, как Моисей, Христос, Магомет, Будда достаточно хорошо известны. Вера в Бога, его святость была важнейшим фактором очеловечения народов. Но в эпоху капитализма авторитет религии наряду с иными средневековыми традициями рушился. Этому сильно способствовала наука. Еще в начале эры капитализма Монтень заметил: «Философы прекрасные люди, и прекрасные люди крестьяне, вся беда от полуобразованных». Удивительно проницательные, пророческие слова. К нашему времени крестьянство, воспитанное сельской общиной, создатель и носитель многовековых нравственных традиций, в странах европейской культуры исчезает. Успехи производства создали возможность жить почти не трудясь. К тому же для все большего количества людей труд утерял свою осмысленность. Все больше их получает возможность паразитировать на обществе, и даже командовать им. Вспомним «пятую власть» бандократии.

Еще в недрах сельской общины структура культуры сложилась как органическое единство двух сфер

1) производственно-утилитарной

и

2) празднично-эстетической, игровой и смеховой.

Общественный труд создал человека и человеческое общество, производственно-утилитарная культура — основа празднично-эстетической, игровой и смеховой. Первая питает вторую, а та в свою очередь, служит первой. Сущность культуры —проблема справедливости — прежде всего в сфере производственно-утилитарных отношений.

В современном обществе расцвела массовая культура, характерная стремлением человека жить преимущественно в сфере праздничной культуры. Такое обездушивание празднично-эстетической культуры проявляется в трансформации характерных для искусства любовных сюжетов в сюжеты сексуальные. Крупнейшие деятели литературы и искусства все чаще осознают себя творцами искусства для искусства, усматривая в своем творчестве лишь самовыражение, а не служение чему-то более высокому, чем «Я» художника. Музыка, пожалуй, наиболее адекватно отражает эти процессы. Л.Толстой как-то заметил, что в народной песне главное слова, а не мелодия. Сколь показательно убожество слов рок-песен.

Во времена Монтеня полуобразованных было не многим более, чем образованных. Сейчас полуобразованные составляют подавляющее большинство населения, все более определяя культуру не только семьи, но и школы.

На протяжении тысячелетий семья была главным очагом формирования нравственности общества. В наши дни семья во всех цивилизованных странах рушится, лишаясь хозяйственных функций и педагогических потенций. Развал семьи травмирует психику детей, растут психически ущербные люди, которым все труднее создавать хорошие семьи.

Наиболее наглядным для общества является развал главного подконтрольного обществу и государству очага педагогики — школы. Председатель творческого союза учителей Украины А.Захаренко на встрече руководящих работников просвещения с Л. Д. Кучмой заявил, что нынешнее состояние нашей школы ведет к одичанию наших детей. К этому следует добавить, что все более серьезное недовольство работой средней школы нарастает и в наиболее развитых странах запада. Такова неприглядная картина развития культурных процессов, наиболее сказывающихся на формировании человеческой личности. Здесь нет нарочитого катастрофизма. Более того, в этой удручающей картине можно разглядеть и обнадеживающие детали. Появляются же хорошие и даже замечательные люди. И дело не только в случайностях хороших генотипов (при всей их важности) хороших семей и хороших обстоятельств. Наиболее интересен для нас хороший учитель, особенно тот, которого дети считают своим любимым учителем. В литературе таких называют «творческими учителями», «учителями-новаторами». Их всегда немного, они случайности. Но при нашей мертвящей, бюрократической организации народного образования иначе и быть не может. Возьмите единственную в суверенной Украине педагогическую газету «Освіта», перелистайте все ее подшивки, вы и единого умного слова об этих людях не найдете. Да и какой умный человек пойдет у нас в учителя?

Что же делать, что нам нужно?

Во-первых, нужно понять, что положение наше, и не только наше, до того плохо, что нас может спасти только педагогическая наука. Возможно, в сочетании с криминалистикой. Других средств просто нет. Само собою разумеется, что речь идет о педагогике, обогащенной поистине замечательными высшими достижениями всех наук и, пожалуй, прежде всего психологией и культурологией. К примеру, толпы людей ринулись в праздничную культуру, готовые жить в ней и умереть. Но мы очень робко, случайно используем и в воспитательной работе и в дидактике праздник, красоту, игру, смех.

И, конечно же, созидая новую педагогику как науку № 1, необходимо освоить то замечательное богатство, которое оставили педагоги прошлых времен, богатство, погребенное в пыли библиотек казенной советской педагогикой. Интереснейшую деятельность по обобщению опыта педагогов-новаторов мы начали еще в годы перестройки. Разве не показательно, что Министерство просвещения суверенной Украины и его орган «Освіта» начисто забыли об этих интереснейших начинаниях, охвативших страну от «хладных финских скал» до «пламенной Колхиды» и чуть ли не до стен Китая.

Педагогика не только наука, но и искусство. Она имеет дело с неповторимыми процессами развития личности. Еще в большей мере, чем искусство, она нуждается в материальной поддержке государства. Если имеются в виду социально значимые результаты работы педагогов. Получить такую поддержку у сколько-нибудь умного и влиятельного правительства сравнительно нетрудно. На протяжении всей истории — от библейского Моисея до большевиков — стремились воспитать более совершенного, даже нового, человека. В России это началось если не с Симеона Полоцкого (в XVII в.), то с Екатерины II, создавшей институт благородных девиц. Но упаси Господь от вмешательства государства в педагогический процесс. Чиновников и политиканов к нему и близко подпускать нельзя. Националистическое министерство просвещения П.Таланчука не случайно «забыло» об опыте деятельности на Украине педагогов-новаторов, но сохранило советскую наробразовскую систему организации школы. Успешно работающих педагогов-новаторов у нас может быть гораздо больше, чем было до сих пор. Но в этом необычайно тонком деле, требующем и научной и эстетически-игровой одаренности, много отличных педагогов никогда не будет.

Значит сложнейшую задачу общегосударственного значения будут решать одиночки, педагоги-новаторы, барахтаясь в бурном океане одичавшей молодежи?

Нет, не совсем так. Учитель, которого любят дети, любим и их родителями. Пока мы еще не совсем выродились, большинству родителей свойственно любить своих детей. Это важнейший фактор нашей жизни. Интереснейший опыт его плодотворного использования накопили США. Там существуют весьма влиятельные коллективы родителей, возникшие вокруг школ, в которых учатся их дети, коллективы со своей прессой, со своими спортивными и эстетическими центрами, со своим мощным общественным мнением. Судьба детей для родителей важнее вопроса, кто будет заседать в Конгрессе — демократы или республиканцы. Итак, вдохновителями и руководителями школьной реформы могут стать учителя-новаторы, подцержаные родительскими коллективами их школ.

Поскольку количество педагогов-новаторов весьма ограничено, создание новой школы не может быть единовременным общегосударственным актом, оно затянется на многие годы и десятилетия, пока та или иная страна не утеряет способности к прогрессу. Школьная реформа и должна быть «точечной», начинаться с отдельных школ, в которых учитель-новатор соберет дееспособный коллектив педагогов, которые смогут дружно пройти через все трудности экспериментальных поисков, через пробы и ошибки.

В последнее время среди украинских националистов модными стали разговоры об элиге. Понимаются под нею люди, овладевшие государственной властью и способные погнать на войну, конечно, за победу Киева над Москвой, всю боеспособную молодежь. Для этих людей военные преступники Милошевич, Туджман, Караджич, Младич — главные виновники трагедии Балкан — элита сербов и хорватов.

Все люди никогда не бывают хорошими. В любом — и в самом сильном — государстве живет определенное количество преступников, мерзавцев. Вся история свидетельствует, что жизнеспособными, сильными странами являются лишь те, в которых имеется необходимое количество элиты — лучших и авторитетнейших в обществе людей. Тяжелейшее положение Украины ярко иллюстрируется и тем, что у нас почти исчезла даже артистическая элита. Единицы лучших школ помогут начать возрождение элиты нашего общества, элиты не по дипломам, ученым степеням и званиям, а по существу. И Днепр, и Волга начинаются с ручейков.

Все это помогает понять, что предпринимаемый нами поход за превращение педагогики в науку № 1 — не утопия. А если в написанном здесь найдут элементы утопии, мы возразим, что первым утопистом был библейский Моисей. Правда, он беседовал с Богом. Мы этим похвалиться не можем. Зато мы призываем опереться на все достижений современной науки. Это тоже чего-то стоит. Особенно если догадаться, что наука главным образом от Бога, а не от дьявола. В наше время, кажется, именно на путях высокой науки люди осуществляют заключительный завет Нагорной проповеди Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Наша мечта — сотрудничество всегда разномыслящих хороших педагогов и даже всемирное братство учащих детей Братству.

П.Я. Мирошниченко

1994 г.Донецк, Украина

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей