Педагогическая драма, или кто учил учителей | Мел
Педагогическая драма, или кто учил учителей
  1. Блоги

Педагогическая драма, или кто учил учителей

Рецензия на сериал «Учителя»
Время чтения: 5 мин

Педагогическая драма, или кто учил учителей

Рецензия на сериал «Учителя»
Время чтения: 5 мин

Первое сентября, школьная линейка, завуч ставит в ряд класс к началу торжественной части и девочка-первоклашка с колокольчиком дает первый звонок. По другую сторону от них стоит любующийся собой директор, молоденькая учительница математики слащаво корчит улыбку, и новая преподавательница литературы показывает средний палец заместителю министерства образования. «ТНТ-Премьер» не на шутку заинтересовал своим «педагогическим» протестом. Да и как не заинтересоваться, если уже в заставке заиграла культовая, но совершенно не школьная «Моя оборона» Егора Летова в исполнении детского хора?

Создатели сериала явно следовали стратегии «говорить, так говорить». Тема школы — больная для России. Это было видно еще во времена «Школы» Валерии Гай Германики, где учитель позволяла себе далеко не невинный флирт с учениками, а школьники активно познавали «взрослую» жизнь. Продюсер «Учителей» в интервью признавался, что школьная проблема, на самом деле, не интересовала авторскую группу — в центре внимания находятся люди со своими глубинными переживаниями. Школа, вуз, кабинет замминистра — это фоны, места развития событий, где педагог зачастую решает не только учебные вопросы. У них бывает и личная жизнь со своими невзгодами.

Героиням сериала, сестрам Маше (Ирине Старшенбаум) и Тане (Анне Котовой-Дерябиной), откровенно тяжело разбираться со своими проблемами. Маша — учитель литературы в школе, мечтательная и воодушевлённая профессией педагога. Может показаться, что дальше своего ремесла она и не видит. Она живет с белым котом на съемной квартире, помимо преподавания работает на стойке регистрации в VIP-зоне московского аэропорта, чтобы остаться независимой от своего отца, замминистра образования Сергея (Владимира Вдовиченкова). Он превратил её школу из обычной в элитную — она же показывает ему средний палец на торжественной линейке. Маша в подачках отца не нуждается, по крайней мере ей так кажется. Отцовской поддержкой живет вторая сестра — Таня. Она работает в ВУЗе, у неё есть муж, ребенок и нет счастья. Татьяна не прочь пропустить по стопочке между парами, на полученные взятки сорваться в бар или ночной клуб и там подцепить какого-нибудь незнакомца. Героиня Котовой-Дерябиной сама не осознает, что делает и на что тратит свою жизнь. «Татьяна — это человек, который крепко спит каким-то своим кошмарным сном и никак не хочет проснуться», - говорит о своей героине Котова-Дерябина. Для неё уже стало привычно прятаться за спину отца, только это не решает её внутреннюю проблему. Две сестры стоят перед одним вопросом: «А я чему-то сама научилась в этой жизнь, чтобы учить других?».

Татьяна в исполнении Анны Котовой-Дерябиной в сцене разговора с матерью абитуриента, который поступил в университет с легкой, но лохматой руки героини

Сюжет, на первый взгляд, вертится вокруг школьных проблем: тут и коррупция в школах, безразличные к своему делу педагоги, «папины» дочки, пристроенные в элитные заведения. Только весь этот «педагогический разврат» не кажется в сериале тривиальным или навязанным зрителю. За персонажами в этих условиях наблюдать любопытно. Зритель видит их теми же учащимися — каждую серию они открывают для себя что-то новое в себе. Маша активно работает с учениками, помогает им наладить отношения с одноклассниками. Делает она это с большим энтузиазмом: одной из учениц она советует смотреть «стэнд-апы», а на одном из уроков устраивает поэтические «батлы», чтобы усмирить современных Онегина и Ленского. Маша ведет с ними диалоги, как будто она им близкая подруга, сидящая за одной партой. Отчасти она и не разграничивает отношения с ними, за что получает нагоняи от завуча — консервативной, закаленной советской моделью образования женщины. Однако сама героиня Старшенбаум новатор, которого и не хватает современным школам. В некотором смысле её образ идеальный и утопичный, но он вполне может стать реальностью и когда-нибудь появится в школьных учительских.

Сериал демонстрирует героев, которые сами только учатся жить, любить и прощать. Так уж получается, что их этому никто не научил ни в педвузах, ни дома, ни в обществе. Им приходится самим доходить до прописных истин через переживания, оскорбления, депрессивные состояния и даже принятие стервозных амплуа. Это и создает эффект сопереживания — главные герои на протяжении всего сериала сталкиваются с различными стереотипами школьной жизни. Они строят отношения с коллегами или наоборот разрушают их, ведут себя неподобающе или открываются людям вокруг себя. Такие метания из крайности в крайность и характеризуют школу в понимании авторов сериала — школу, где учатся учителя. «В основе настоящей драмы должны лежать мелкие бытовые конфликты, знакомые каждому. В ней не решается судьба мира, нет острого криминала, ничего такого, но при этом тебе все равно интересно смотреть за живыми и настоящими людьми», — говорит Илья Куликов, режиссер «Учителей».

Маша в исполнении Татьяны Старшенбаум подработывает на стойке регистрации в аэропорту, где часто проверяет работы своих учеников

Драматичен здесь и музыкальный фон сериала. Каждый новый эпизод открывала заставка с летящим голубем и распадающимся на части учебным классом под «Мою оборону» в исполнении Егора Летова. Метафора «пластмассового мира» очень емко описывает происходящее за учебными дверьми. Химией пропитаны отношения, которые стали валютными. Макет идеального мира остался лишь проектом. Здесь же можно услышать и «Долгую счастливую жизнь», которая во мнгом посвящена всем героям образовательной драмы. Культ неопределенности — это как раз про этот сериал. Ни потрясений, ни праздников, ни вдохновения — всё, что можно услышать в песне, находит отражение и в сериале. Пластмассовые люди — так можно назвать многих героев сериала, которые представляют собой определенные школьные стереотипы. Таковой будет молоденькая учительница математики — кокетка, немыслящая о своем высоком предназначении педагога. Эту же идею будет выражать и любовница Сергея, которая свыклась жить в иллюзиях любви. Директор, завуч, состав учительской — все они образуют большой макет, который раз за разом рушится. В этом же пространстве живут и учащиеся, которые впитывают в себя стандарты маленького мира. Но что они впитают из этого обреченного макета школы? Будет ли каждому из нас долгая счастливая жизнь? Да, когда учителя найдут в себе силы быть искренними хотя бы наедине с собой.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей