«Посторонний» Альбера Камю. О чем стоит поговорить со школьниками?

«Посторонний» Альбера Камю. О чем стоит поговорить со школьниками?

Время чтения: 2 мин

«Посторонний» Альбера Камю. О чем стоит поговорить со школьниками?

Время чтения: 2 мин

Я могу отвернуться

И просто уйти,

Или могу выстрелить.

Вглядываюсь в небо,

Вглядываюсь в солнце.

Что бы я ни выбрал,

Все приводит к одному -

Абсолютно ни к чему.

Это фрагмент дебютного сингла рок-группы The Cure Killing an arab, который был написан ее лидером Робертом Смитом еще в школьные годы после прочтения повести Альбера Камю «Посторонний».

Повесть «Посторонний», в других переводах — «Чужой», «Незнакомец», является классическим текстом, выражающим главные идеи экзистенциализма, философии существования.

Это сдержанный, простой, четкий и дисциплинированный текст. В нем нет нарочито сконструированных метафор и пафоса. Повествование очень ровное и ведется от лица главного героя. Нам известна только его фамилия — Мерсо.

Первая фраза повести «Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю». В свое время такое начало текста произвело эффект настоящего взрыва. Главного героя, который не исповедуется нам в своих мыслях и переживаниях на каждой странице, нарекли равнодушным, скупым на эмоции и даже черствым, жестоким.

Мерсо между тем живет простой и ровной жизнью, такой же, как язык текста. Она не содержит в себе никаких эксцессов. Мерсо исполнительный работник, которому не чужды чувственные наслаждения. У него есть девушка, дом, своя среда обитания, которая есть у каждого из нас, со своей историей и символикой.

Мы застаем в книге следующие этапы в жизни тридцатилетнего Мерсо — смерть его матери, случайное убийство араба и судебный процесс.

Дело в том, что в повести есть еще один главный герой — это солнце. Оно изнуряет Мерсо в день похорон его матери, оно создает некую игру света, продолжая нещадно опалять своим жаром во время случившегося убийства.

Я думаю, что основная ошибка в трактовке текстов на уроках литературы — это излишне буквальное понимание случившегося и отсутствие каких бы то ни было «но».

Сейчас учитель очень боится важных и трудных тем. Боится даже упоминания опасных слов — наркотики, секс. Хотя все эти темы как раз стоит прорабатывать грамотно и спокойно.

Когда Мерсо находится в зале судебного заседания, его обвиняют в том, что он не плакал на похоронах собственной матери. Это самый уязвимый и очевидный объект для ненависти и упреков со стороны тех, кто избегает попыток более тонкого и глубокого понимания происходящего. Человек, который смотрит на мир условно, ждет от горя слез, от радости смеха. Его мир весьма скуден и ограничен. Мерсо не участвует в общем спектакле, он отвечает на вопросы спокойно и честно. И это вызывает у публики еще большую к нему неприязнь. А публика жаждет страданий, она хочет видеть трагедию и сама не понимает, насколько извращает происходящее.

Альбер Камю сторонник правды, именно она называется «единственным Христом, которого мы заслуживаем», т. е. главным и неопровержимым мерилом деяний и мыслей. Мерсо не черств и не лишен эмоций, он честен, именно это нужно понять при разборе книги.

«В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти», — как-то отметил сам Камю.

Эта книга вызовет очень много споров, противоречий и ненависти в адрес тех, кто будет ее спокойно анализировать и понимать. Крайние эмоции в данном контексте — первый признак кровожадности. Никто не должен принимать участие в общем спектакле абсурда.

В этой книге себе нельзя позволять цепляться за громкие факты, нужно суметь увидеть все детали и понять, что хотел показать автор, к чему вывел историю своего героя, какой получился идейный посыл?

Повесть Альбера Камю является обязательной в школьных программах по литературе в европейских школах. Вероятно, для учащихся в России ознакомление с этим текстом будет весьма полезно.

Эта книга является настоящим культом, она вызывала реакции у многих известных людей, музыкантов, кинорежиссеров, ее идеи являются классическими в философии экзистенциализма. Если современный учитель решится проанализировать ее со своим классом, он может прибегнуть не только к тексту, но и к фрагментам фильма Лукино Висконти «Посторонний».

Я уверена, что грамотно разобранные тексты, производят колоссальное воздейсвтвие, учат чуткости, пониманию себя и других. А анализ сложных книг, лишенный крайностей, это заслуга настоящих учителей.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей