Что такое этимология? | Мел
Что такое этимология?
  1. Блоги

Что такое этимология?

Откуда произошли слова
Время чтения: 4 мин

Что такое этимология?

Откуда произошли слова
Время чтения: 4 мин
Мы живём в мире слов

Мы живем в мире слов. Чтобы помыслить о каком-нибудь предмете, его надо назвать. Более того, благодаря тому, что существуют слова, мы можем мыслить о предметах, которых в мире нет и никогда не будет. Люди живут в роскошном мире сказок, мифов, религии и художественной литературы из-за своего виртуозного умения придумывать слова и оперировать с ними.

И другой мир, чёткий мир науки, управляемый строгими законами логики, тоже доступен нам благодаря тому, что оперирование с научными понятиями, в конце концов, сводится к оперированию словами. Те из философов, которые утверждают, что нет в мире иной жизни, чем жизнь слов в нашей голове, не так уж и не правы. Люди воспринимают и познают мир через посредство слов.

Удивительная связь между миром вещей и миром слов была замечена очень давно. Чем, согласно Библии, занимался первый человек в саду Эдемском? Нарекал имена «всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2:20), то есть фактически познавал мир и создавал его в своей голове. Не даром он был создан по образу и подобию Бога, создавшего весь мир.

Воистину, знать предмет — это правильно его назвать. Тот, кто знает правильное Слово, управляет миром.

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом, разрушали города.

(Н. Гумилев)

Древние греки, придумав философию, развлекались с нею, как дети, купаясь в словах. Вдруг оказалось, что можно не только рассказывать бесконечные мифы о разборках богов между собой, не только распевать длиннющие песни о древних войнах и далёких путешествиях, но и складывать интереснейшие истории о том, как устроен мир, уподобляя одни предметы другим и делая из этих аналогий смелые, красивые и мало к чему обязывающие выводы. Язык, слова, оказались замечательным инструментом и не менее замечательным развлечением. Через много веков этот философский опыт отлился в чеканную формулу:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан 1:1)

На другом конце Азии две с половиной тысячи лет назад философ Конфуций (551 до н. э. — 479 до н. э) объяснял необходимость начинать исправление дел в государстве с исправления имен: «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться, … народ не знает, как себя вести».

Уже те самые древнегреческие проказники-философы обнаружили, что существует связь между словом и сущностью, выражаемой этим словом. Они спорили о том, является ли слово неотъемлемой частью предмета, этим словом называемым или же это просто ярлык, придуманный людьми для своего удобства.

Если вдуматься, спор не такой уж пустопорожний. Люди используют язык для общения и изменяют его в процессе этого пользования. Но придумали ли сами люди язык, или же этот инструмент был дан всему человечеству некоторой надчеловеческой сущностью? Подобные вопросы возникают во всех гуманитарных науках.

Например, исторический процесс — это то, что происходит с людьми, но то, на что сами люди, обладающие разумом и свободой воли, оказать влияние не могут. Казалось бы, чего проще: договориться и жить в любви и согласии. Но что-то не получается.

В процессе выяснения «истинных», Богом данных, значений слов в христианской теологии возникла этимология, как наука о происхождении слов. В переводе с древнегреческого «этимология» и означает «учение о значении слова».

Этимология в качестве науки церковной просуществовала вплоть до 18 века. Научной эту дисциплину можно было назвать с большим трудом. Она увязывала очень дальние и абсолютно не связанные между собой понятия. Посему церковную этимологию лучше было бы отнести не к науке, а к поэзии. Язвительный Вольтер (1694—1778), вечно смеявшийся над всем и над всеми, посмеялся и над современным ему развитием этимологии, назвав ее наукой, в которой согласные не значат почти ничего, а уж гласные точно совсем ничего не значат. Не менее язвительный Дж. Г. Байрон точно так же иронически относился к попыткам связать между собой слова различных языков:

Не одного ли корня, что Эдем,

Известное британское «god damn»?

(Дж. Г. Байрон «Дон-Жуан»)

Научной дисциплиной этимология начала становиться только в 18-м веке, когда языковеды стали сравнивать между собой разные языки и находить в них общее. Но для этого в Европе должны были появиться люди, одинаково хорошо знающие многие языки, в том числе, весьма далёкие друг от друга.

Одним из первых таких полиглотов стал английский филолог, востоковед и правовед Уильям Джонс (Sir William Jones; 1746 —1794). Он был сыном другого Уильяма Джонса, математика, первого, кто обозначил отношение длины окружности к её диаметру буквой π ().

Уильям Джонс
Сэр Уильям Джонс (Sir William Jones; 1746 —1794), «ориенталист»

Оказавшись на службе в Индии, Уильям Джонс, которого иногда, чтобы отличить от отца-математика, называют «ориенталистом», открыл для себя, а потом и для европейцев древнеиндийский язык санскрит. Более того, У. Джонс установил, что многие европейские языки схожи как раз с санскритом. В первую очередь это касалось «основных» для европейской культуры языков, латинского и греческого, а также кельтского, который Джонс, будучи валлийцем, знал с детства. А вообще Уильям Джонс в совершенстве владел 13 языками. Его пример другим наука!

Что означает «сходство» языков? Оно означает, что в разных языках имеются схожие слова. Что характерно, эти слова обозначают базовые понятия такие, как «жизнь» и «смерть», родственные отношения («отец», «мать», «сын», «дочь» и т. д.), названия домашних и диких животных («волк», «бык», «вепрь», «коза», «овца»), стихии («вода», «огонь», «воздух», «земля») времена дня и времена года («день», «ночь», «утро», «вечер», «весна», «осень»). При этом сходными оказываются не только слова, но и принципы словообразования. С этой точки зрения славянские, германские, романские и кельтские языки оказались похожими на некоторые индийские языки и на персидский язык.

Так проявилась наука компаративистика, использовавшая сравнения языков в качестве основного метода, а также понятие «индоевропейских языков». На основании этого понятия дерзкие филологи пришли к выводу, что в давние времена существовал некоторый «праиндоевропейский язык», который они попытались восстановить исходя из языков современных. Особенный интерес в деле «воскрешения» праязыка для них представляли европейские языки, как бы «законсервированные» в деревенской жизни, и мало взаимодействовавшие с другими языками в процессе своей истории: чешский, литовский, латышский, белорусский.

Тогда же, в конце 18-го века, появились этимологические словари, в которых на основе методов сравнительного языкознания объяснялось происхождение слов.

Этимология русского языка начала развиваться позже этимологии других европейских языков, например, немецкого. Интересно, что именно на немецком языке в 1958 году в Западном Берлине вышел самый известный этимологический словарь русского языка. В 1961 году он вышел в Москве уже в переводе на русский.

Автором этого словаря был Макс Фасмер (1886 — 1962), жизнеописание которого заслуживает отдельного рассказа.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей