Написать в блог
Художественная одаренность, когнитивный стиль, аутизм и палеонтология — инклюзивный ребус

Художественная одаренность, когнитивный стиль, аутизм и палеонтология — инклюзивный ребус

Время чтения: 2 мин

Художественная одаренность, когнитивный стиль, аутизм и палеонтология — инклюзивный ребус

Время чтения: 2 мин

В настоящее время педагогика обращена в сторону изучения специфических образовательных потребностей «особых» детей с тем, чтобы сделать обучающую среду как можно более комфортной, принимающей и развивающей. Последнее понятие — ключевое, ведь ребенок с трудностями в учебе может проявлять недюжинный талант — в музыке, художественном творчестве, танце, языках и т. п. Задача системы образования — не только максимально скорректировать пробелы, но и помочь ребенку стать успешным в тех областях, в которых его одарила природа.

В этом отношении часто удивительные таланты демонстрируют дети с аутизмом. В течение последний 15 лет многие ученые мира поглощены вопросом, почему именно расстройства аутистического спектра ассоциируются с явлением савантизма — специфической одаренности (вплоть до гениальности). И уже есть интересные данные.

Исследования показывают, что многих людей с аутизмом отличает склонность к локальной обработке информации, которая приводит к сильной специфике восприятия окружающего мира. К примеру, большинство людей склонны воспринимать зрительные образы в целом — как единый объект. Взглянув на велосипед, мы быстро улавливаем характерные черты и понимаем, что перед нами именно велосипед. То же с любым другим объектом. Ребенок же с аутизмом часто склонен увидеть множество деталей — причем запоминает он их прочно и надолго. Но при этом может не понять, что перед ним велосипед. Это тот случай, когда ребенок «не видит леса за деревьями».

По всей видимости, этот механизм лежит в основе невероятной художественной одаренности некоторых детей с аутизмом. Их рисунки (начиная с возраста 2 лет!) отличает невероятная детализация (причем часто по памяти), внимание к ракурсу, перспективе, объемному изображению. Другими словами, можно говорить о высокой степени реалистичности. При этом часто образ может быть незавершенным, отсутствует целостность и нередко игнорируется работа с цветом.

Исследования показывают, что в очень редких случаях нормотипичные художественно одаренные дети демонстрируют склонность к локальной обработке. Их рисунки не очень детальны, но изображенный образ довольно быстро угадывается по общим характерным чертам. В то же время, редко встречающиеся юные художники, склонные к гиперреализму, часто отличаются от сверстников дефицитами в социально-коммуникативной сфере, а также навязчивой, всепоглощающей любовью к рисованию (склонность к стереотипной и повторяющейся деятельности). И это все специфические черты аутизма.

Другими словами, по рисунку человека можно достаточно достоверно понять его когнитивный стиль. И часто локальная обработка информации является характерной чертой именно людей с РАС.

Однако самые интересные данные представили историки-археологи. Проанализировав многие образцы европейской наскальной живописи эпохи позднего палеолита, ученые отметили типичные для них характеристики — фокусировку на деталях, компонентах в ущерб целостности образов, типичное наслаивания изображений, игнорирование цвета, удивительную пластичность рисунков — то есть учет ракурсов, объема, перспективы. Это все те черты, которые отличают художественное творчество одаренных детей с РАС. Ученые однозначно отвергают версию, что подобные рисунки могут быть связаны с употреблением нашими древними предками каких-либо психоактивных веществ, так как ни одно из них не может существенно повлиять на когнитивный стиль человека. Локальная обработка рождается с человеком. И часто это человек с аутизмом. И по всей видимости, аутизм существует уже многие-многие тысячелетия.

Интересен другой момент: для того, чтобы человек мог оставить изображение на камне, он должен был дожить до достаточно зрелого возраста. Нам хорошо известно, что люди с аутизмом — даже высокофункциональным — обычно довольно беспомощны в быту и весьма уязвимы для внешней опасности. Это означает, что древнее общество было достаточно заботливым и принимающим, чтобы позволить «особому» человеку вырасти, развить и продемонстрировать свой дар.

В этом отношении по-новому звучит старая узбекская поговорка «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку». Похоже, что наши древние предки могли бы многому нас научить в плане инклюзии.

Александра Гоман,

эксперт Ассоциации инклюзивных школ

Статья основана на данном источнике:

https://www.degruyter.com/view/j/opar.2018.4.issue-1/opar-2018-0016/opar-2018-0016.xml

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет