Написать в блог
Образ Базарова

Образ Базарова

Время чтения: 3 мин

Образ Базарова

Время чтения: 3 мин

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году. И с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические проблемы, поднятые писателем на его страницах, вызывают несомненный интерес. Автору удалось запечатлеть остроту идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов 19 века. В то время самым злободневным был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов.

Самый главный герой романа — это Евгений Базаров. С ним мы встречаемся с первых же глав. Он приезжает погостить в имение своего молодого товарища Аркадия, где знакомится с его отцом: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями… крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». Главное в портрете — это руки труженика. Перед нами человек труда; служение науке, людям для него — цель жизни.

Он «демократичен до кончиков ногтей». И в первую очередь — по своему происхождению. «Мой дед землю пахал…», — с надменной гордостью говорит Базаров. Внук пахаря и сын бедного лекаря, он легко сходится с простыми людьми: «Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». И действительно, в отличие от Павла Петровича, в усадьбе с Евгением быстро «освоилась скромная Фенечка», «слуги также привязались к нему», а лакей Петр всегда «улыбался и светлел», когда Базаров обращался к нему.

Базаров — демократ и нигилист по своим убеждениям. Он отрицает самодержавие, религию, народную нищету. Он презирает все, что связано с невежеством, отсталостью.

Главный противник Базарова в спорах — Павел Петрович Кирсанов, представитель либерального дворянства. Он уверен в том, что вся его жизнь может служить примером для подражания. Но появляется Базаров, который доказывает пустоту и бессмысленность его существования.

Кирсанов пытается убедить противника в эстетическом значении искусства, живописи и поэзии. Базаров же считает эти культурные ценности совершенно бесполезными. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» — заявляет он.

Центральный диалог романа — разговор Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, объяснение в любви. По своим принципам Базаров отрицает любовь, но его подлинная способность любить заставляет думать о нем иначе. Базаров страстно любит Анну Сергеевну, но для нее он — лишь таинственный предмет, который она хочет «разгадать». Он признается: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились…» Ему тяжело говорить эти слова, ему враждебно это чувство. Но даже во имя любви к Одинцовой Базаров не может пожертвовать своими убеждениями. С сердцем, полным трагической и искренней любви, он вынужден уехать от нее.

Здесь происходит встреча с родителями Базарова. Отец его — старый уездный лекарь, совершенно опустившийся в бесцветной жизни бедного помещика; мать его — дворяночка старого покроя, верящая во все приметы и умеющая только отлично готовить кушанья. Базарову с ними скучно, пусто, тяжело. Жить с ними под одной кровлей он может только с тем условием, чтобы они не мешали ему работать. Родители страдают от этого разлада.

Один из главных диалогов в романе — это разговор Аркадия и Базарова под стогом. Здесь мы видим внутренний мир героя. Простая осина напоминает ему детство, и он предается воспоминаниям. Базаров предстает романтиком. Значит, остались еще в нем человеческие чувства. Он рассуждает о своем месте в жизни: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где до меня дела нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» Базаров с болью осознает человеческую ничтожность перед лицом вечности и пространства и злится, так как не может ничего изменить.

После неудавшегося романа с Одинцовой Базаров снова приезжает в деревню к Кирсановым и начинает заигрывать с Фенечкой, любовницей Николая Петровича. Фенечка ему нравится как пухленькая, молоденькая женщина. Увидев, что Базаров поцеловал Фенечку, Павел Петрович, уже давно питавший ненависть к «лекаришке» и, кроме того, неравнодушный к Фенечке, вызывает нашего героя на дуэль. Базаров стреляется с ним, ранит его в ногу, потом сам перевязывает ему рану и на другой день уезжает, видя, что ему после этой истории неудобно оставаться в доме Кирсановых. Во время дуэли в Базарове проявляются такие черты его характера, как простота и добродушие.

Базаров не изменяет себе; приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье. К родителям своим он остается по-прежнему равнодушен. О матери он говорит: «Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?» Василию Ивановичу он советует быть философом.

В конце романа Базаров умирает достойно, оставаясь сильной личностью.

Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей