Написать в блог
Консультирование в философии и психотерапии

Консультирование в философии и психотерапии

Время чтения: 3 мин

Консультирование в философии и психотерапии

Время чтения: 3 мин

«Чем отличается философское консультирование от психологического?» — это часто задаваемый вопрос. Прежде чем показать эти отличия, давайте узнаем, где истоки философского консультирования.

I

Начнем с небольшой исторической зарисовки. Когда-то в Древней Греции были разные философские школы: пифагорейцы, эпикурейцы, стоики, киники, платоники. Они говорили об устройстве космоса, о первоначале, о благе, о природе человека, оперируя абстракциями (категориями, понятиями — то, что мы относим к теории), а так же — мифами, метафорами, сравнениями, историями из жизни. Философы их использовали не только потому, что не существовало жестких критериев научности и теоретичности, но и потому, что их живая, устная речь была адресована живыми, нормальным людям. А что интересовало нормальных людей? Как правильно жить, как быть счастливым и не страдать, как управлять другими людьми и быть достойным гражданином, что делать с болезнями, что такое смерть и как преодолеть страх смерти.

Философы понимали, что для того, чтобы, например, человек перестал бояться смерти, ему недостаточно знать, что «Когда мы есть — смерти нет, когда смерть есть — нас нет» (Эпикур). Нужно, чтобы это высказывание стало его собственным опытом. Поэтому, кроме теории, во всех перечисленных школах существовали техники, которые позволяли пережить другое видение мира, включить новый опыт в свою жизнь.

Среди таких техник были: чтение, письмо, комментирование текстов учителя, размышление, внимание, самообладание, безразличие к безразличным вещам (у стоиков), действие, согласно разуму и многие другие.

Эти техники в столетиях не исчезли, а использовались и изменялись различными философами и теологами вплоть до конца XX века, когда Герд Ахенбах оформил «философское консультирование» в качестве отдельного формата работы с людьми, которые интересуются вопросами о благе, космосе, счастье и смерти.

II

Различий между философским и психологическим, психотерапевтическим консультированием немало. Здесь выделено несколько принципиальных.

Область (практической) психологии и психотерапии сложно дифференцирована различными направлениями, методиками, подходами. Каждый из этих подходов имеет иное теоретическое основание и, следовательно, иное видение проблем клиентов и иные инструменты, которые используются для решения.

Основанием философского консультирования является вся история философии, которая дает представление о многообразии и изменчивости идей и методов, их зависимости от множества факторов. Философы-консультанты обычно намеренно выходят из академической среды.

Внутри сфер практической психологии и психотерапии (за некоторыми исключениями) есть понятия «норма» и «отклонение от нормы», «здоровье» и «болезнь».

В практической философии «норма» сведена к правильному, логическому мышлению, следующему аристотелевским законам. Однако, далеко не все философы-консультанты эту идею поддерживают и проводят консультации без представления о «правильном мышлении».

Для психолога-практика и психотерапевта клиент — это человек, который нуждается в помощи, в адаптации к общественным условиям.

Для философа-консультанта клиент — это человек, который может научиться замечать свои мыслительные операции, наблюдать за собой, изменять свой образ жизни.

В психотерапевтическом консультировании обычно есть цель решить проблему, имеющуюся у клиента. В философском консультировании такой цели нет (но это не значит, что проблема не решится). Целью может быть обнаружение убеждений и ценностей, ясность мышления, усиление способности самонаблюдения. Или даже поиск мудрости.

III

Два направления психотерапии, базирующихся на философском знании. Это экзистенциальная терапия и гештальт-терапия. Причину потребности в философии я, как ее апологет, обозначу так: в философских текстах уже были поставлены все серьезные вопросы о предельных основаниях бытия и существовании человека, они уже описаны и решены множеством разных способов. Кстати, это позволяет некоторым современным нам философам-практикам предлагать эти решения клиентам как универсальные и готовые к использованию.

Итак, некоторые психотерапевты обнаружили, что философия им необходима для того, чтобы психотерапевтическая практика не была закрытой, жесткой системой, могла работать с самим клиентом, а не со своими проекциями на него.

Каков взгляд философских консультантов на психологию и психотерапию?

Некоторые философы считают, что для успешной работы консультантом необходимо знание общей психологии. Оно способно помочь увидеть особенности практической деятельности в работе с людьми.

Терапия, основанная на логике (Logic-Based Therapy, LBT) имеет своим основанием рационально-эмоционально-поведенческую терапию (Rational Emotive Behavior Therapy). При этом LBT — философский метод, а REBT является направлением психологического консультирования и психотерапии. Elliot D. Cohen в статье о философских принципах LBT пишет, что «психологическое консультирование может стать философским, и наоборот». Однако, такая точка зрения, скорее, исключение в сообществе философов-практиков.

В качестве вывода этого небольшого исследования следует признать, что решающая роль в степени отдаленности консультанта от психотерапии или философии у самого консультанта. Есть психотерапевты, которые стремятся к философским основаниям и философы, которые используют психотерапевтические знания. Поэтому, когда вы выбираете консультанта, обращайте внимание на то, какими инструментами он пользуется и какие цели определяет для консультаций.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет