«Ребёнок — не извозчик, чтобы таскать на себе лишние знания». Главное — научить его быть счастливым
Блоги19.07.2018

«Ребёнок — не извозчик, чтобы таскать на себе лишние знания». Главное — научить его быть счастливым

Вокруг ребёнка всегда много того, что он «должен». Даже игры должны быть полезными и развивающими. Ксения Юдочкина напоминает, что главная задача родителей — вырастить счастливого ребёнка, а для этого нужно создать благоприятную среду и не требовать лишнего.

Эгоизм живёт в каждом из нас на уровне инстинкта. Как бы нам ни хотелось его в себе изжить, больше всего нас заботит собственное благополучие, здоровье, комфорт. Так продолжается, пока мы не становимся родителями — эквалайзер наших забот начинает перестраиваться. При нормальном развитии событий и психики мы по-прежнему хотим быть счастливыми, но теперь есть нечто, чем мы хотим больше: счастья для своих детей.

Долгие годы потом мы совершаем много-много действий (или бездействий), направленных на одну глобальную цель: помочь детям быть счастливыми. Выбор матраса в кроватку, пюре для прикорма, секции, школы, вузы, поездки, зоопарки, книги, спектакли, — вся эта бесконечная карусель выборов и поисков, нотаций, пряников и кнутов, по сути, нужна только для того, чтобы дать ребёнку возможность быть счастливым.

Но бывает, что несмотря на все усилия, вырастает эдакий «извозчик»: тянет по жизни телегу с инструментами для счастья, но не знает ни что с ними делать, ни зачем они нужны, а главное — что ему никто не запрещает хотя бы попробовать ими воспользоваться. Можно предположить, что лучше бы он опытно знал, на что способны эти инструменты, а уж как их добыть — разобрался бы.

Примерно до школы детям обычно удаётся держать оборону вокруг крепости под названием «радость момента». Они озорничают, им всё интересно, у них вся жизнь — «драйв» и счастье. Родители постепенно, методично и невозмутимо прививают им сотни стереотипов, норм, долженствований, причём сами часто не знают, зачем — просто по инерции.

Например, слишком рано и слишком настойчиво навязывают детям главное правило взрослого мира — правило целесообразности. Мол, пусть и в вашем детском мире всё будет зачем-то и для чего-то: игра, знания, путешествия. Для некоего будущего «счастья». Это корыстное отношение к жизни потом отравляет нам всё лучшее в ней: искусство, красоту, дружбу, любовь и даже веру.

Лишь утратив эту бесценную лёгкость бескорыстия, мы понимаем, как важно сберечь это умение в детях. Умение увлекаться, радоваться, смеяться, творить — просто так. От этих искр загорается костёр вдохновения, энтузиазма, азарта к жизни, к созиданию. Эти маленькие люди ещё станут серьёзными и занудными, тревожными и беспокойными. И этого холода вполне хватит, чтобы не дать костру вдохновения стать пожаром, так что, может, не стоит применять огнетушители хотя бы для профилактики?

Окультуриваем счастье

Итак, мы решили поддерживать в ребёнке естественную любознательность и игривость, умение радоваться здесь и сейчас. Но ясно, что если пустить всё это бурное цветение беззаботности на самотёк, то сорняки лени и безудержного эгоизма загубят все лучшие проростки души. А нам нужна тропинка где-то посередине.

Нам нужно «окультурить» всё это плодородие. Решение этой задачи найдено давно: нужно просто придать этому процессу форму игры. Сделать так, чтобы физическое, интеллектуальное и духовное развитие маленького человека было не насилием, не ружьём, из которого стреляют в веселье, не его антонимом, а его синонимом.

Пусть детям будет весело учиться и заниматься спортом, пусть они получают удовольствие от узнавания, от открытий. Пусть они пронесут этот вкус сквозь жизнь, пусть жизнерадостность, состояние увлечённости, «счастливости» от занятия любимым делом станут для них естественными. Тогда, даже если в какой-то период жизни они столкнутся с апатией и трудностями (что почти наверняка произойдёт), они будут знать, чего искать, чего желать, будут знать счастье на вкус.

Плантации счастья в лагере скаутов

Звучит неплохо, правда? Но все эти пафосные «пусть» вообще-то трудно реализовать. Конечно, есть вероятность, что работающие родители справятся и с этим. Но часто у них хватает своих «тараканов» и прочей живности в голове, не говоря уже об отсутствии сил и времени. Конечно, есть шанс попасть в редкую школу, работающую для детей, а не для Министерства образования.

Но можно и подстраховаться. Сейчас в России существует много детских и молодёжных объединений, которые помогают родителям решать воспитательные и образовательные задачи. Направления — на любой вкус.

Мне, как верующему человеку, очень по вкусу оказалось скаутское движение. Когда я только услышала о нём, отнеслась более чем скептически. Была даже мысль: «Чего это у нас в храме решили порекламировать персонажей из американских фильмов?». Да, тогда я сразу вспомнила про киношных бой-скаутов.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что у нас скаутизм существовал ещё до революции

Более того, эта воспитательная методика базировалась на традиционных христианских ценностях. Пионерия была «списана» именно с неё, а Гайдар, сочиняя историю про Тимура, пользовался мемуарами скаутов.

Я начала наблюдать за активностями нашего отряда (при храме, куда я хожу). Сначала меня зацепили игры. Нет, не волейбол, а игра, развернувшаяся по центру Москвы, с запрятанными записками, вопросами и так далее. Я вспомнила своё детство, и тогда у меня в душе проклюнулись первые нотки зависти.

Следующим испытанием стали посыпавшиеся в группу фото из похода по семи озёрам Подмосковья. Его я не прошла и сдалась: летом мы с сыном сами поехали в палаточный лагерь «Плещеево озеро» под Переславль.

Когда я спросила ребят, приехавших до нас, есть ли здесь ягоды, а они ответили, что у них не было времени посмотреть…я усмехнулась про себя (ха, расскажите мне, что такое «нет времени»). А потом я поняла, что это было правдой! Ну какие ягоды, когда то тарзанка с верёвочным городком, то сражаться с Берендеем надо, то сценку готовить.

С точки зрения ребёнка, это всё, конечно, весело и увлекательно. А с моей точки зрения, это всё выглядит так. Дети вроде бы играют, но:

  • Учатся самостоятельности и ответственности, это им не в тягость, а в радость. Потому что они чувствуют тот кредит доверия и уважения, который им выдаётся в лагере.
  • Получают важные жизненные навыки, которые не вписываются в школьную программу (а я, например, даже не догадаюсь рассказать сыну, или сама не знаю): как поставить палатку и разжечь костёр, перевязать рану или завязать узел.
  • Узнают и то, что в программе есть, но в учебнике кажется чем-то абстрактным и далёким: вот я лично очень плохо знаю историю России начала ХХ века. В школе для меня это было какой-то непонятной, бессмысленной «солянкой». А для ребят, которые побывали в лагере на тему гражданской войны, всё это далеко не солянка. Они там сражались с махновцами, остались без печенья — потому что красные провели продразверстку, а у вечернего костра встретились с героями декаданса. В итоге поняли и прочувствовали, как опасны и трагически глупы гордыня, незыблемая уверенность в своей правоте и желание победы любой ценой.

Конечно, скаутское движение или любое другое воспитательное объединение — вовсе не панацея. Но если мой сын будет скаутом, то, пожалуй, моя родительская паранойя всё-таки станет чуть менее воспалённой, а совесть — чуть более спокойной. Я буду знать, что дала сыну ту среду, которая поможет ему вырасти эрудированным, эмоционально и физически развитым мужчиной, и при этом сбережёт в нём умение быть счастливым. Тогда, хочется верить, он не будет по жизни извозчиком с кучей как бы полезного хлама, который я и школа так усердно будем ему накладывать. Он будет счастливым пользователем этих увлекательных инструментов.

Читайте также
Комментарии(2)
В скаутской системе очень существенным является то, что это — единственная система, которая осознала необходимость создания светлого тонуса жизнеощущения.

Если скаутизм можно считать христианством в действии, то именно христианством, основанном на исповедании Христа Воскресшего и Воскресением Своим явившего величайшую радость миру, и перед учениками заповедавшего нам: «Всегда радуйтесь» (1Фес.5,16). В бла­гостном и радостном настроении, создаваемом скаутизмом, не может быть места признанию правилом жизни «человек человеку волк». Путь скаутского духовного делания — совместная братская работа, оси­янная совершенной радостью.

Существует рассказ о двух монахах: один спасался пос­том, слезами покаяния и пребывал всегда в великой скорби о своих не­совершенствах; другой не особенно постился, не сокрушался о бездне греховной, обуревающей душу человеческую, но жил, пребывая в радости совершенной. Когда умерли оба монаха, то братии их монастыря было откровение, что оба они спаслись и оправданы перед Господом.

Скаутская система ведет нашу молодежь по пути совершенной радости и тем самым умножает количество добра в мире. В этом ее величайшая заслуга.
Если бы автор действительно изучала историю, а не «скаутские движения», то знала, что белые занимались продразвёрсткой по круче чем красные, да и простой народ убивали за милый мой)! А ребёнок во взрослой жизни будет профессиональным игруном)? На работе же скучно и грустно).