Написать в блог
Искусство как отражение действительности.

Искусство как отражение действительности.

Время чтения: 3 мин

Искусство как отражение действительности.

Время чтения: 3 мин

Как вообще можно интерпретировать значение искусства в жизни человека? Время собрало достаточно оснований, чтобы современный эстет не имел сомнений, что такой широкий термин невозможно заключить в рамки сухого определения. Искусство можно расценивать как способ описать то, что не поддается рациональной трактовке в повседневном значении этого слова, это своеобразный метод коммуникации, иногда и даже сквозь временные барьеры!

Вступая в доверительное знакомство с каким-либо произведением искусства, будь то изящная пьеса Шекспира, пронизывающая симфония Бетховена или завораживающий живописный сюжет Матисса, человек мысленно переносится в минувшую эпоху, в самое сердце творческого процесса — в работающий разум созидателя, производящего на свет шедевр. Это чудесное, не поддающееся поверхностному объяснению перемещение, позволяет человеку пройти путь душевных колебаний, вдохновения и триумфа творца рука об руку с ним. Стоит лишь распахнуть двери силе воображения и запастись терпением — приключение обещает быть долгим. Именно это чувство единения с великим умом, согласно моему представлению, и заключает всю непередаваемую прелесть искусства.

Искусство — многогранный бесконечный мир, совершенствующийся с каждым мгновением, ведь еще неоткрытые развивающиеся таланты пребывают в неотступном поиске своей счастливой звезды, мечтают о людском признании и мировой славе, а, может, и о чем-то более приземленном — элементарных средствах к существованию. Далеко не факт, что самый влиятельный рычаг искусства, законодатель и судья для всех культурных деятелей — общественное мнение — присвоит юным дарованиям желанный статус при жизни (яркий пример — история известного голландского постимпрессиониста Винсента Ван Гога, который не смог найти свою аудиторию при жизни, потому что общество было не готово признать его творения искусством). Более того, нет никакой уверенности, что это случится и после смерти человека.

Остается только догадываться, сколько величайших умов уже потерял мир и сколько гениев мысли предстоит отдать в жертву неразборчивой и крикливой моде — укоренившемуся в последнее время направлению искусства.

Нравы современного мира породили огромное количество недостойных внимания произведений, которые, в свою очередь, привлекают культурно не образованных ценителей, отрицающих все устоявшиеся авторитеты и не дающих настоящим творцам-современникам спокойно существовать и обогащать культурный мир. Псевдоискусство активно навязывается людям, преподносится как что-то уникальное и необходимое. Человека буквально вынуждают признавать истинным ложное, дабы избежать общественного порицания, что, безусловно, сказывается на общем культурном уровне молодого поколения, находящегося в сильной зависимости от мнения масс. Возникает вопрос: как оградить себя от неблагоприятного влияния представителей этого течения мысли? Ответ прост: нужно относиться с долей сомнения к поголовному восхвалению чего-либо, больше доверять собственному опыту, отдавать предпочтение мнению проверенных людей.

Все большую популярность среди ценителей кино приобретают так называемые артхаусные картины — малобюджетные в большинстве своём авторские проекты, не рассчитанные на большие кассовые сборы, но направленные на свою сформированную аудиторию. Яркими примерами картин такого типа могут послужить работы Вуди Аллена, Андрея Звягинцева. Несмотря на то, что подобное кино не пользуется большой популярностью в кинотеатрах, с современными возможностями найти и посмотреть желаемое не составляет большого труда, но иногда совсем не так просто осознать в полной мере просмотренную картину.

Настоящее кино невозможно рассматривать как что-то одностороннее — композиция достойной картины настолько глубока и насыщена событиями, что люди разных возрастов и убеждений (касаемо политики, религии, национального вопроса и нравственности в целом), увидят в одном сюжете порой совершенно разные вещи. Каждый человек выделяет проблему согласно уровню своей образованности, и хорошая картина должна предоставлять зрителю такую возможность.

Все чаще выходят картины, поднимающие очень важные вопросы, которые общество озвучивать не готово из-за разных причин: страх за давно устаревшую мораль, нелепые стереотипы, брошенные на растерзание прогрессивной молодежи. Размышления на эти темы также можно встретить в сатирической литературе, например, в романах И. Ильфа и Е. Петрова, в работах Я. Гашека о бравом солдате Швейке, В. Войновича в похождениях Ивана Чонкина. Также хорошим примером этого направления могут послужить карикатуры на современную действительность, на известных политических или общественных деятелей. Такие творения поднимают общественный резонанс, что не всегда влечет за собой хорошие последствия: как правило, свободный доступ к произведению ограничивают или вовсе его запрещают. Это относится ко всем проявлениям выражения стремительности жизни и нарушения ее уклада, что позволяет задать резонный вопрос: нужна ли цензура в искусстве? И, если нужна, то чем она хороша для общества? Люди, которые, например, оскорбляются просмотром фильма, — зачем они вообще его смотрят, если заранее знают, что им представленная картина будет не по нраву? Я согласна с тем, что некоторые фильмы просто неприлично смотреть, но почему из-за меня этой возможности должны лишаться другие? На эти вопросы общество пока тоже не находит смелости ответить, но я очень надеюсь, что в скором времени ответы найдутся, и значительную роль в этом сыграет влияние искусства.

Некоторые произведения искусства завораживают зрителя с первого взгляда, другим приходится терпеливо ждать момента, когда человек сам попадётся в ловко расставленные сети, но есть отдельная группа творений, смотря на которые, люди вообще не понимают, что находится перед ними (или не хотят понять). Так называемое абстрактное искусство — течение, влияние которого в особенности хорошо проглядывается в живописи, поражает своей неординарностью и пленяет поверхностной примитивностью. Настоящими образцами для подражания в этом жанре могут служить работы Рене Магритта, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали и самого Казимира Малевича.

Что же такое настоящее искусство и как безошибочно его определить? Время — самый непредвзятый судья, как для искусства, так и для всего, с чем сталкивается человек в течение жизни. Только проверенные этой инстанцией произведения можно считать действительно стоящими внимания. Искусство учит тех, кто готов учиться, наставляет на единственный истинный путь — дорогу к непрерывному и очень требовательному саморазвитию.

Надеюсь, что этот вывод никогда не потеряет актуальности, и что к нему придут абсолютно все люди, заботящиеся о собственном развитии, осознающие всю важность культуры в современном мире.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей