Когда душа начинает свою работу
Блоги20.01.2021

Когда душа начинает свою работу

Инклюзивное обучение — задача современная, достойная. Но, что уж скрывать, по-настоящему красивая инклюзия в образовательных заведениях — редкость. Ведь мало теоретически признать право детей с особенностями развития на присутствие в коллективе, мало формально включить таких ребят в группу — им нужно дополнительное внимание, время, любовь. Любовь не утвердишь законодательно, не включишь в учебный план. А без неё инклюзия обеспечивает лишь феномен одиночества в толпе.

К счастью, мне удалось побывать там, где особыми детьми по-настоящему интересуются. Репетиция спектакля в школе «Пилигримы» произвела на меня очень хорошее впечатление. Директор учреждения ─ Светлана Владимировна Рыбникова ─ позволяет способностям учеников раскрываться наиболее полно. Ведь обучение в этой школе проходит по системе Монтессори: дети свободны в выборе своей деятельности. Кроме того, в «Пилигримах» работают учителя с большой буквы. Может быть, дело и в том, что там преподаёт Екатерина Сторожакова-Шоган, имеющая богатый опыт творческого руководителя в масштабном инклюзивном педагогическом проекте ЮФУ «Театр Дождя», в котором участвуют дети, подростки, юноши и девушки, а также взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт работы «Театра Дождя» позволил родиться новому, удивительному проекту. Был создан детский театр «Пилигримы». Ученики обсудили с Екатериной, что хотели бы иметь свой собственный театр. Его назвали в честь школы. К театральной группе присоединились также дети с особенностями развития. Они охотно участвуют в постановках. И хотя концепция «Театра дождя» и театральной группы «Пилигримы» в контексте инклюзивного подхода имеют схожие черты, атмосфера в них царит разная. Театр в школе Монтессори — это самое настоящее «царство детства», где к каждому находят особый подход, в котором ребёнок свободно и творчески развивается.

Я посетила репетицию театра юных актеров.

Посреди большой светлой комнаты лежит зеленый ковер. Вокруг него расположились юные актеры и два педагога. Екатерина Сторожакова бережно поддерживает особенного мальчика Антона. В начале репетиции все по традиции здороваются и жестами изображают свое внутреннее состояние. Кто-то широко разводит руки, а кто-то, напротив, скрещивает их. Антону сложно понять, какие движения уместны. Поэтому педагог помогает ему протянуть ладони вперед и положить их на сердце.

Даша, одна из участниц постановки, делится со мной впечатлениями: «Мне нравится начало репетиций. Это очень меня раскрывает и помогает как в театре, так и в жизни».

Наконец творческая группа приступает к репетиции. Играют «Трех мушкетеров». Актеры ─ ученики второй и третьей ступени, им от 9 до 12 лет. После окончательного распределения ролей начинают «прогонять» сценарий. Некоторые дети волнуются и тихо читают сценарий. А другие ─ наоборот, с нетерпением ждут своей очереди и подбадривают других. Звучит песня мушкетеров. Арсений Шульгин, волонтер Театра дождя и учитель географии школы «Пилигримы», помогает «Д`Артаньяну», «Атосу», «Портосу» и «Арамису» воинственно направить мечи против группы гвардейцев. Репетиция проходит неспешно: дети только начинают вживаться в роли. Мушкетеры опускают руки и тихо читают свои слова. «Держим руки! Покажите свой героический дух, в вас он есть!» ─ говорит режиссер.

Остальные ученики наблюдают за процессом из конца комнаты. Кто-то сидит на матрасе, лежащем около ковра, а кто-то стоит неподалеку, около окна. На протяжении всей репетиции дети радостно смеются, подбадривают выступающих. Антон расположился обособленно. Он сидит за небольшим столом в противоположной стороне комнаты и рассматривает книгу. Кажется, будто постановочный процесс вовсе не интересует мальчика.

Но подходит время диалога между королевой и герцогом Бекингемом, которого играет Антон. Режиссер осторожно подводит мальчика к стулу, на котором сидит королева, девочка по имени Маша. Екатерина издалека, не нарушая границ мизансцены, даёт Антону импульс для внутреннего и внешнего движения. На репетиции созданы такие условия, при которых актёр способен раскрыться и справиться с ролью самостоятельно. «Я люблю вас», ─ говорит он так мелодично и нежно, что кажется: он родился Бекингемом. Королева отвечает ему с такой теплотой в голосе и радостной улыбкой на лице. Игра юных актеров напоминает реальный разговор влюбленных. Видно, что ребятам комфортно репетировать вместе. Антон подает Маше руку — он приглашает ее на танец. Оба грациозно двигаются под музыку. Хотя Антон и поддерживается Екатериной, кажется, что он не чувствует этого: его движения естественны и плавны.

После Екатерина рассказывала об Антоне, и у меня было ощущение, что он глубоко любим ею: «Антон — это чудо какое-то. У меня такое убеждение, что в театре обязательно должны играть абсолютно разные дети. По-настоящему встречаясь с другим человеком, душа начинает свою работу.

У Антона появилась тяга к театру. Он пришел на одну репетицию и теперь постоянно приходит. Есть и ещё наблюдение. Когда играет классическая музыка 17 века, он начинает танцевать (это я уже три репетиции проверяю): Антон невероятно музыкален внутри. У него есть эти тонкие ноты,

которые не каждый человек может почувствовать. А он их чувствует и выдает — и в танце, и в речи, и в движениях. И мне кажется, что будет прогресс, я так чувствую. Сегодня был прорыв с игрой Бекингема».

Затем проигрываются еще несколько сцен. Репетиция подходит к концу. Ученики и педагоги снова рассаживаются по краям ковра и делятся впечатлениями. «Мне очень понравилась музыка!» ─ рассказывает девочка. «А мне сцена королевы и герцога!» ─ говорит другая. «Да, Антон очень подходит для этой роли», ─ соглашается Арсений. Наполненные радостью, совсем не уставшие, дети разбегаются по другим урокам.

После репетиции мы спросили у Екатерины Сторожаковой, какие она видит перспективы для этого проекта.

— Я думаю, мы выйдем за пределы школы и будем выступать для других школ, для других ребят. Возможно, поедем в детскую деревню под Азовом. Нас там уже ждут. И будем ставить спектакли для детей с ограниченными возможностями здоровья, сделаем программу и для пожилых людей. Хочется, чтобы наш театр приносил радость. У меня сейчас такое чувство, что получился настоящий театр детства, театр радости, в котором есть особенная история о сказке странствий, история о трех мушкетерах, желание найти «Синюю Птицу». И всё это не выдумано, а существует реально. Это приносит удовольствие от работы и состояние праздника.

У меня осталось видео с одной из последующих репетиций. На нем видно, что дети чувствуют себя в своих ролях еще более органично, чем в начале работы над «Тремя мушкетерами». Антон и Маша образовали прочный творческий тандем. Ребята увереннее проговаривают свои слова, и танцевальные движения получаются более артистичными. В декламационной технике и танце Антона ощущается прогресс. Надеюсь, что работа «Театра детства — Пилигримы» и впредь будет такой же продуктивной.

Статью подготовила Ксения Сухоленко, ученица Лицея ЮФУ

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей