Тонкости еврейского воспитания
Блоги08.07.2021

Тонкости еврейского воспитания

Советы раввина о том, как с интересом воспитывать своего ребенка

Недавно разговаривала с раввином Леонидом Бимбатом из Московского Центра Современного Иудаизма. Говорили о воспитании подрастающего поколения и о ценностях, которые еврейские мамы и папы прививают своим детям с малых лет. Хочу поделиться ими с моими читателями. Казалось бы, так просто, но настолько мудро и глубоко.

1. Когда еврей учит своего ребёнка чтению, то он намазывает первую строку мёдом, чтобы у ребёнка ассоциативно отложилось, что читать — это сладко.

Букварём, кстати, служит книга Ваикра (Левит), третья книга Торы (Пяткнижия Моисеева), которая по своему содержанию не так сложна, как книга Берешит (Бытие), где рассказывается о сотворении мира. Итак, мы видим сразу несколько педагогических приёмов: начинать с самого простого, а сам процесс обучения чтению сделать максимально приятным и безболезненным.

2. Еврей провоцирует своего ребёнка постоянно задавать вопросы.

Например, есть такая семейная трапеза (седер), проводимая в начале праздника Песах. В основе ритуала лежит воспоминание о выходе древних израильтян из египетского рабства. В самом начале трапезы дети задают 4 вопроса, «ма ништанá» — «чем отличается эта ночь от всех других ночей». Далее в пасхальном седере дети ждут поисков афикомáна (маленький кусочек мацы, специально спрятанный). Маленькие участники седера не уснут, пока не настанет время поисков афикомана, тем более что первого нашедшего ждёт приз. Волей-неволей дети слушают чтение Агады Таким образом, традиция предполагает интерактивный характер главного праздника.

3. Еврей с детства приучает ребёнка ставить себя на место другого человека.

Это идёт из Торы. Ребёнок с детства узнаёт, что есть несколько точек зрения, помимо его. Таким образом его учат думать, какая логика вела того или иного человека, что он так поступил. Научиться можно, например, из истории Иосифа и его братьев. Вспомним проникновенную речь Иехуды, обращённую к египетскому вельможе, где сановника заставляют поставить себя на место одного из братьев (Берешит, 44 глава). Именно в этот момент Иосиф открывается братьям и происходит воссоединение семьи. Совсем не случайно среди евреев так много адвокатов и юристов.

4. Еврей с детства объясняет ребёнку, что материальное — это второстепенное. На первом месте — сам человек.

Что если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а дополнительные расходы. Если разбилась, например, чашка, то задаются вопросом: не пострадал ли тот, кто ее разбил. Истоки такого подхода — в понятии ПИКУАХ НЭФЕШ, важнейшем принципе иудаизма, который связан с сохранением жизни и здоровья человека. В случае угрозы жизни все заповеди, даже такие важные, как соблюдение шаббата (субботы), отступают на второй план. «Вы должны жить, соблюдая заповеди, а не умирать ради их исполнения», — говорит еврейская традиция.

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей