Написать в блог
Интеллектуальные игры как национальный вид спорта.

Интеллектуальные игры как национальный вид спорта.

Время чтения: 5 мин

Интеллектуальные игры как национальный вид спорта.

Время чтения: 5 мин

Буквально вчера я вернулся с съёмок серии игр по Брейн-рингу, которые начнут выходить на телеканала НТВ с3-го марта. 21 команда из 20 городов России — от Калининграда до Владивостока, в т. ч. две команды из Сколково, где собственно и проходили съёмки.

По условиям участия, я не могу рассказывать о результатах — смотрите и поверьте — такому азарту и развитию сюжета могут позавидовать Ланистеры с Таргариенами. Да и заметка эта призвана не рекламировать телепрограмму, а предложить как минимум внести изменения в Учебные Планы всех школ. И открыть спортшколы по подготовке спортсменов-интеллектуалов.

Команды Калининграда и Калуги на Чемпионате России по Брейн-Рингу
Команды Калининграда и Калуги на Чемпионате России по Брейн-Рингу. Источник: https://www.instagram.com/p/BfiYxLDBRrp/?taken-by=brainstory_me 

Есть три основных формата интеллектуальных игр:

1. Что? ГдеКогда? Играет команда из 6 человек, на обсуждение вопроса даётся минута. В телевизионной версии, выходящей на Первом канале, знатоки соревнуются с телезрителями. В спортивной одновременно играют много комнад и победителем становится та, что ответит на большее количество вопросов.

2. Брейн-Ринг. Играет комнада из 6 человек, врямя обсуждения ограничено 20 секундами. Но команды могут давать правильный ответ до истечения времени. Есть правило фальстарта. Одноврменно играет две команды, побеждает та, которая первой наберёт 5 очков.

3. Своя игра. Также как и Брейн-Ринг выходит на телеканале НТВ. Три игрока соревнуются друг с другом. Задаются вопросы по определённым темам с разным количеством очков, присуждаемых за правильный ответ. Правила фальстарта нет — отвечать на вопрос можно не дожидаясь окончания чтения — как только догадался.

Телеигры — лишь вершина айсберга. По всему миру существует многочисленное движение знатоков, еженедельно играющих в самых разнообразных турнирах. За подробной информацией добро пожаловать на сайт Международной Ассоциации Клубов и в ЖЖ-блог Спортивное «Что? Где? Когда?» Что? ГдеКогда? на этих турнирах выступает как основное блюдо, но можно посоревноваться и в Брейн-Ринг, Свою игру, а также в смешанные форматы: Командную Свою игру, Эрудит-квартет, Хамсу, Медиа-азбуки, квизы и многое-многое другое. Информацию о подобных турнирах можно найти в группах в группах vk — например — «Что? Где? Когда?» в Калининграде» или на сайтах — например турнира Благородый Дон.

Зачем всё это школам? Sapienti sat, и всё же…

В классификации компетенций, предложенной экспертами Благотворительного фонда «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ выделяют:

Критическое мышление;

Креативность;

Коммуникабельность;

Кооперация;

Социально-эмоциональный интеллект;

Саморегулирование.

Внимание вопрос — на каких уроках, как, с помощью чего можно эти компетенции развивать? Класс, слушающий лекцию. Индивидуально выполняющий тестовую работу ученик. Что из этого способствует развитию названных компетенций?

А давайте введём в учебный план время на интеллектуальные игры. И переработаем методики преподавания так, чтобы вопросы звучали как в Что? Где? Когда?

Ведь в ЧГК важно не только и не столько ЗНАТЬ! Ну кто из нас не назовёт Александра Невского, если спросить — Какой князь разбил своих врагов на льду озера? А сравнение его с Моисеем заствляет включить креативное и критическое мышление в стремлении найти нечто общее между ними.

Или так:

Про бозон Хиггса слышали многие, но разве подобное объяснение не украсит урок физики?

Коммуникабельность и Кооперация в игре, где за столом собирается оптимальное для командной работы количество человек — что ещё нужно?

Первый игрок предполагает, что заговорщикам нужно шумное место. Может это концерт какой-либо музыки — говорит второй. Весна и Осень — а если это название произведений — предлагает третий. И наконец в команде находится человек, по указанию на южноевропейскую фамилию отсекающий Вивальди от Чайковского.

А саморегулирование и социально-эмоциональный интеллект развиваются именно в тот момент, когда команда твоя летит, и далеко не к успеху:) Для меня лично, например, важным навыком, полученным в игре, было того, что в какой-то момент нужно осознать, что самое важное, что можно сделать сейчас для успеха — это отстраниться и дать возможность сыграть другим. Ну и конечно регулярный опыт игровых побед и поражений способсвует рефлексии своей деятельности.

Итак, ещё раз тезисы:

1. Вводим в учебный план школы занятия по ЧГК, в т. ч. тренинги креативности и командообразования.

2. В методики преподавания и оценки знаний по школьным предметам вводим элементы, используемые в тренировках команд ЧГК.

3. В КИМ ЕГЭ используем вопросные формы из ЧГК. Вам какой вопрос больше нравится:

______________ — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов).

или

И там и там ответ одинаковый. Но определения исторических терминов можно просто зазубрить, а чтобы ответить на вопрос из ЧГК нужно именно понимание предмета.

Пока светлое будущее еще не наступило, каждый уже сейчас может что-то менять в своих уроках и проводить турниры по ЧГК в школах. Для этого могут пригодиться:

— База вопросов ЧГК. Множество вопросов с прошедших турниров. Для некоммерческого использования можно брать целый пакет или попробовать составить свой.

— Динамический Банк — это международный проект, созданный, в первую очередь, для сбора и распространения игровых, методических и любых других вспомогательных материалов по разным интеллектуальным играм.Основной принцип ДинаБанка — свободный обмен материалами на безвозмездной основе.

— Бинго-ЧГК. Среднестатистическая страница бинго-вики посвящена той или иной сущности, которая часто встречается в вопросах спортивного «Что? Где? Когда?», кратко описывает, в каком качестве она чаще всего встречается, и приводит примеры вопросов с этой сущностью.

— Книга «Феномен игры» основателя ЧГК В.Ворошилова.

— Книги от известных мастеров игры, в которых подробно разобраны ньюансы формирования команд, игрового взаимодействия и критического мышления: первая, вторая, третья, книга Поташёва и Поникарпова.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей