Написать в блог
Всё, вы опоздали?

Всё, вы опоздали?

Когда, как и зачем учить ребенка программированию
Время чтения: 4 мин

Всё, вы опоздали?

Когда, как и зачем учить ребенка программированию
Время чтения: 4 мин

В начале учебного года на сайтах для родителей как никогда популярной становится тема «всё, вы опоздали». Если в полгода вы не дали ребенку книгу — всё, вы опоздали, ваш ребенок никогда не узнает вкус настоящей бумажной книги. Если к трем годам вы не построили с ребенком домашнего робота — всё, вы опоздали, в детсаду ему будет не о чем общаться с крутыми девелоперами. Если к пяти он ещё не запрограммировал на Питоне свой мир в Майнкрафт — всё, вы опоздали, ведь в будущем карьера ждет только змееустов.

Гарри Поттер и Python
— А я и не знала, что Гарри знает Питон. — Ага, он парсер-уст.

С другой стороны, если к школе вы не отняли у ребенка айпад и не заблокировали его аккаунты в соцсетях, то вы — правильно — опять же опоздали, потому что и Стив Джобс, и Билл Гейтс к этому возрасту уже успели лишить своих детей всех гаджетов, переведя их на палеовоспитание.

От таких слов продвинутым родителям сразу хочется куда-то бежать, записывать своих детей в три клуба раннего развития, восемнадцать кружков и бассейн на льду, чего, собственно, авторы статей и добиваются. Но давайте посмотрим объективно: что и почему действительно пригодится нашим детям?

Революция каждый день

Мир проходит этап четвертой промышленной революции. Первая была революцией изобретателей, обеспечивших переход от ручного труда к машинному, от парусников — к пароходам, от дилижансов к железным дорогам и от ремесленных мастерских к фабрикам. Вторая стала революцией ученых: химия, электричество, радиоволны, появление новых материалов и отраслей. Третья — революция инженеров: космос, электроника, компьютеры, коммуникации.

Четвертую же революцию можно назвать «революцией программистов». Ее суть в переосмыслении, синергии существующих технологий для выхода на новый качественный уровень. Социализация структуры мира, BigData, нейросети, роботизация — все эти компоненты известны не первый десяток лет, но сегодня они переплавляются в новую модель взаимодействия человека с окружающим миром. И во главе этих изменений становятся программисты, разрабатывающие и внедряющие новые алгоритмы. Идет стремительная цифровизация всех сфер деятельности, сотни профессий автоматизируются и отмирают.

На место людей, выполняющих любую алгоритмизирующуюся работу, приходят роботы — и те, кто в состоянии научить их работать.

Новые профессии требуют и новых навыков, и в первую очередь — быстро находить, осваивать и адаптировать существующие технологии для достижения поставленных целей. Не нужно изобретать компас, спички и велосипед: в мире накоплено огромное количество модульных программных и аппаратных OpenSource-решений и библиотек. Задача в том, чтобы разработать алгоритм решения поставленной задачи и реализовать его как конструктор, скомпоновав имеющиеся модули и обучив их работать вместе.

Для этого понадобятся нелинейное логическое мышление, навыки анализа и синтеза, методология решения инженерных задач и способность находить нестандартные ходы — все то, что составляет основу искусства программировать.

Программирование как язык творения

Умение программировать — не только гарантированная занятость через десяток лет. Обучение программированию изменяет образ мышления, логику поведения, способы взаимодействия с информацией.

Детские психологи ставят знак равенства между изучением языков программирования и иностранных языков.

Согласно гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа, структура языка определяет мышление и методы познания реальности. От языка зависит восприятие окружающей действительности, пространства и времени — так, носители разных языков воспринимают время как дистанцию, объем или вектор, направление которого опять же может отличаться.

Для проверки этой гипотезы были созданы искусственные логические языки типа ложбана и ифкуиля, изначально избавленные от двусмысленностей и произвольных толкований. А та же гипотеза в экстремуме — «то, для чего в языке нет названия, не воспринимается сознанием» — лежит в основе «новояза» антиутопии Оруэлла «1984» и многочисленных изменяющих реальность «языков творения» фэнтези.

Для сегодняшних детей цифровая среда столь же естественна, как для нас были электричество и телевидение, а языки программирования становятся «языками творения».

Возможность программно влиять на окружающую цифровую среду, изменять ее под себя, выстраивать взаимодействие виртуального и физического мира сродни магии — из потребителя ребенок становится творцом.

Обучение программированию в игровой форме, шаг за шагом повышающее сложность задач, из урока в урок вводящее новые приемы, категории и смыслы, идеально ложится на психологическую матрицу ребенка 7-11 лет, живущего в мире ролевых игр, в котором все происходит по его велению.

Хочешь, чтобы получилось хорошо — сделай это сам

Именно для подобного обучения мы создали «Кодвардс» (codewards.ru). Начав на первом уроке с осознания основополагающей разницы между объектами («кто?»), действиями («что?») и их параметрами («как?») и научив похожего на Wall-e робота проходить на экране простейший путь из точки А в точку Б, уже через несколько занятий ученики приходят к необходимости алгоритма, поиску оптимальных путей решения, циклам и процедурам, упрощающим создание сложных программ. «Кодвардс» растет вместе с навыками ребенка, на каждом занятии ненавязчиво подбрасывая новые задания и концепции. При этом игровая вселенная «Кодвардса» логична и понятна — в хорошо описанном мире развивается сюжет противостояния протагонистов и антагониста, разбитый на этапы, как в мультсериале или игре. Главный герой — сам ребенок — играет в квест, для прохождения которого нужно создавать все более и более сложные программы.

Проект «Кодвардс» возник, когда у нас, сотрудников Redmadrobot — разработчика мобильных приложений № 1 в России, — появились свои дети, и мы задумались: как учить их логике, анализу, программированию с самого раннего возраста?

Мы хорошо знаем, что по-настоящему важно в прикладном программировании, и существующие решения, далекие от реальных процессов разработки, нас не устроили. Объединив практический опыт Redmadrobot с методическими разработками детских педагогов, психологов и профессиональных гейм-дизайнеров, мы создали свою платформу обучения программированию для детей: с игровым сюжетом, продуманными методикой и структурой заданий, соответствующими ФГОС, в готовом «коробочном» формате.

Весь прошлый учебный год мы обкатывали пилотный проект в школах и центрах дополнительного образования России. 1 сентября 2017 года обучение в «Кодвардсе» началось в Татарстане, Калининградской, Самарской, Челябинской, Новосибирской областях и Москве, а сегодня мы запускаем свой блог на «Меле».

Мы будем писать о том, что интересно всем небезразличным родителям — о развитии логики и системного мышления, о методиках анализа и синтеза, об игровых механиках и теории изобретательства, о теории и практике программирования для детей и подростков, о крутых книгах, детонирующих интерес к научно-техническому творчеству, и лучших развивающих играх. Наша цель — рассказать о лучшем, что придумано сегодня для детей, и сделать их будущее интереснее и умнее.

Подписывайтесь, и знайте: вы никуда не опоздали. Учиться хорошо в любом возрасте. Начните прямо сегодня на codewards.ru.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей