Написать в блог
ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО?

ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО?

КАК БЫ ТАК ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЧТОБ ТЕБЕ ПОВЕРИЛИ РАЗ И НАВСЕГДА?
Время чтения: 3 мин

ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО?

КАК БЫ ТАК ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС, ЧТОБ ТЕБЕ ПОВЕРИЛИ РАЗ И НАВСЕГДА?
Время чтения: 3 мин

Всё относительно. Давно известная всем истина, особенно очевидная философам. Однако все-таки хотелось бы еще раз на эту тему порассуждать. Я тут для себя обнаружила, что на этом постулате держится большинство современных тенденций, что это вообще основная современная философия и всё из нее вытекает. Обнаруживается потребность в принятии этой тенденции обществом. Было бы здорово, если бы мы сами не противоречили ей, и смогли бы научить этому детей, которым так или иначе придется жить в философии условности, неопределенности и относительности. В принципе, это даже хорошо, если этому не пытаться сопротивляться.

Сейчас крушатся устои, люди повисают в неопределенности, истина не видна. Откуда все это?.

Недавно проходили с пятиклашками историю науки. Пока я в ней разбиралась, сформулировала для себя тенденцию, о которой раньше так подробно не задумывалась. Век классической науки с её детерминизмом закончился, и сейчас правят теории неопределенности. Нет уже четкого деления на виды, виды меняются, систематика вообще поплыла, приспособления относительны, время и пространство тоже. Даже частицы то ли частицы, то ли волны. Раньше все определяли законы: природные или божественные. Теперь сами законы включают в себя неопределенность, собственно как и религия, на которую нельзя четко опереться, потому что она теперь трактуется как угодно.

Нет, я не вижу в этом ничего плохого: мы узнаем о мире все больше, и развиваемся. И это здорово: знания, которые есть, во многом превратились в Сократовские незнания. Думаю, что это шаг к истине. Мне давно нравится мысль, что конечное, истинное знание находится после освоения знаний и их потери. Это согласуется и с христианским деревом познания, и со всем буддизмом вообще, и вот, теперь, с наукой. Кажется, все жесткие законы пересматриваются и делаются поправки на условия и вариабельность.

Но эти тенденции в науке, они же, естественно, тенденции в философии. В этом смысле мы не далеко ушли от античности, и это прекрасно. Из этой философии относительности и неопределенности вытекает всё: относительная правота учеников, о которой я уже писала, неопределенность выбора, относительная необходимость тех или иных знаний, подходы к своему здоровью, неопределенность судьбы ребенка и человека вообще, условность авторитетов и регалий. Собственно, относительность ценностей, потребностей в семье и даже собственного пола. Полная неопределенность целей и смысла. Собственно, экзистенциальный вакуум, бич современности, тоже следствие этой философии. Очень хочется его списать на то, что «с жиру бесимся», а, оказывается, это следствие уже вековой тенденции мысли. Стало непонятно, что хорошо, что плохо, куда вообще и зачем двигаться. Ну и, конечно, гуманизм, икона современности, это следствие осознания относительности хорошего и плохого.

И это все то, на что так ругается старшее поколение. Сегодня утром прочла речь Андрея Зализняка, лингвиста и академика.http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_bibli…/430463/430464 Она цепляет. Он говорит о том, какие регалии он считал достойными уважения, что сейчас почему-то иначе. С обидой за правду защищает существование определенной истины и авторитетов. С одной стороны, его чувства понятны. Но это тоже, как и гуманизм, следствие относительности. Пожалуй, ему было бы неприятно, что непрофессионал высказывается против его мнения. Но это будет утверждением новой правды, с которой нам лучше дружить, чем воевать.

Да, есть неприятные последствия изменений. Много прекрасного, в том числе то, о чем говорят большие люди раннего поколения, попало под раздачу относительности. Но может быть, что потерянные прекрасные тенденции, содержали в своем реальном воплощении много недостатков. В любом случае, спасти это в том виде, в котором оно было, уже нельзя. Это шаг развития, через который мы придем к чему-то более универсальному и объективному. На старом, к сожалению, нового не построишь. А вот принять и включиться в новое можно. Смирившись и приспособившись к состоянию неопределенности, научившись осознанно что-то определять, не пытаясь определить объективную истину, можно очень комфортно и продуктивно существовать в таком состоянии. Более того, стремление помириться с этой новой правдой приведет к развитию этой философии и формированию системы, которая будет позволять ещё комфортнее с ней существовать.

Все мы детям объясняем с младенчества, что хорошо, что плохо. Но сейчас в связи с выше сказанным, стираются эти понятия. Остается только относительно хорошо и относительно плохо. И чуть подросшие дети уже это знают. И знают, что им наврали. В результате снова недовольство собой и попытка скрыть свои недостатки. Или другая сторона: неверие. На выходе сейчас у людей, выросших в неопределенности, конфликт со старшим поколением, которое пытается навязать им определенность. А определенность для них очевидно не верна. Обидно, что возникает такой конфликт и отторжение старших. А если бы все мы приняли условность правды, взаимодействовать было бы проще.

Я уже писала о том, что сейчас прав ученик. Так вот это из той же серии. Думаю, при воспитании современных детей им стоит сразу говорить о том, что правда относительна, что так или иначе хорошо поступать именно в этих обстоятельствах. А в других хорошо поступать по-другому. Мы ведь и сами поступаем по-разному. Главное, самим это понимать, потому что, обманывая себя, мы никогда ничего не внушим детям. Если получится транслировать относительную правду, дети сразу приспособятся к неопределенности, и у них не возникнет конфликта со взрослыми.

Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей