Как преобразить удалённую учёбу: VR-технологии
Блоги07.06.2020

Как преобразить удалённую учёбу: VR-технологии

Пандемия показала, насколько важны и нужны новые технологии в обучении

Всемирный карантин привлёк ещё большее внимание людей к новым технологиям. В текущих условиях в онлайн-формат перешли не только общение и работа, но и детское образование. Происходящее сейчас, как никогда раньше доказывает, насколько технологии важны и востребованы как образовательный инструмент.

Невозможность детей общаться с профессиональными учителями и тренерами не только негативно сказалась на нервах родителей, но и не лучшим образом отразилась на качестве обучения. Ведь если взрослому человеку бывает не всегда просто заставить себя исправно заниматься онлайн, то что говорить о детях. Требовать от ребёнка сидеть над учебниками и смотреть теоретические видео-уроки по физике катастрофически сложно. Именно поэтому представители сферы образования находятся в постоянном поиске инструментов, способных разнообразить, обогатить и сделать более доступным дистанционное и школьное обучение. И такие технологии уже есть. В частности, речь идёт о VR/AR.

В чём преимущества VR/AR-уроков?

В России виртуальная и дополненная реальность уже внедряется в детском образовании как важный элемент нацпроектов «Образование» и «Цифровая экономика» и других. Однако из-за небольшой распространенности VR/AR-устройств, низкой цифровизации школ и университетов, а также небольшой распространенности VR-шлемов на B2C-рынке «виртуальное образование» ещё не стало обыденностью.

Сегодня VR/AR-уроки — это чаще частные инициативы, пилотные проекты или решения, использующиеся в рамках дополнительных и развивающих занятий.

А, между тем, эффективность иммерсивных форматов активно изучается учёными во всём мире и результаты проводимых исследований говорят о потрясающих перспективах применения этих технологий в детском обучении. Первые выводы таких исследований говорят о повышении у детей уровня мотивации к знаниям, сокращении времени запоминания новой информации и более простом усвоении сложной теории.

Например, смоленские учёные изучили показатели креативности при работе с VR-технологиями и сделали интересные выводы. Оказывается, трёхмерное изображение в виртуальной реальности не только повышает процент запоминания, но и оказывает воздействие на характер мыслительного процесса. Обучающие программы, созданные в VR, прежде всего стимулируют мышление человека. Эксперименты доказали, что VR способствует прогрессивному формированию как процессуальных, так и операциональных характеристик мышления, а также развивает формы мыслительной активности. Это влияние в итоге сказывается на более успешном решении испытуемым креативных задач.

Исследования об эффективности применения VR/AR-технологий в тех или иных сферах детского обучения аутивно ведутся.

Постепенно у рынка формируется понимание того, как именно нужно использовать данные технологии в образовании, чтобы раскрыть их преимущества и получить максимальный результат как с точки зрения повышения качества обучения, так и с точки зрения экономической эффективности.

Что происходит с VR/AR в российском образовании?

Рынок VR/AR-решений в системе детского образования России сейчас находится в стадии становления и начального развития. Реализуются пилотные проекты, в том числе, с участием медицинских специалистов и учёных, которые оценивают эффекты от таких учебных инструментов. Исследователям совместно с разработчиками и преподавателями ещё предстоит найти подходящие для разных регионов и разных учебных заведений сценарии для масштабирования технологий, найти и исследовать новые подходящие области применения.

Кстати, эксперты из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), которые разработали «дорожную карту» развития VR в России считают, что в образовательном сегменте позволит обеспечить непрерывность детского обучения и сделает его одинаково качественным и доступным даже в удаленных регионах страны. При этом аналитики ДВФУ подсчитали, что при планомерном развитии маркетплейса образовательных проектов и соблюдении плана «дорожной карты» к 2024 году возможно достижение российскими разработчиками 15% от мирового рынка VR-образования.

Кстати, Центр НТИ ДВФУ " в 2019 году провел большое исследование имеющихся на российском рынке образовательных решений с VR/AR-технологией. В том, числе совместно с Modum Lab были проведены исследования, доказывающие эффективность применения VR при подготовке к экзаменам. Эксперементы показали, что дети, которые занимались с VR, смогли набрать на экзаменах больше баллов, нежеле те, кто обучался по классической школьной программе.

Кроме того, в прошлом был создан методологический совет для формирования единого подхода к технологичному обучению в России. Пока что единых норм создания иммерсивных проектов для детей практически нет. В этом году. не смотря на пандемию, продолжится внедрение в российскихучебных заведенияхVR/AR-решений. По итогам их «пилотного» применения также будут проведены исследования, которые в дальнейшем упростят разработку, внедрение и применение VR/AR в образовании.

Однако стоит понимать, что для массового внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности в этой сфере необходимо бОльшее участие государства. Кроме того, поддержка государства требуется для оснащения школ оборуованием для воспроизведения VR и AR-технологий. Пока что о полноценном переводе школ на «цифровые рельсы» говорить рано, так как не все школы России до сих пор оснащены должным образом комьютерами или интерактивными панелями.

Почему за VR/AR —будущее?

Виртуальная и дополненная реальность достаточно новые технологии. При этом за рубежом технологии VR/AR распространяются активными темпами — гораздо быстрее, чем в России. Особый интерес к такму обучению проявляют в Китае и США. Например, только в Штатах, по данным 2018 года, VR-проекты официально внедрены в порядка 20% всех образовательных учреждений страны (в вузы и школы). По Китаю данных нет, но эта цифра там может быть ещё выше.

Виртуальная реальность позволяет совместить практику и теоретический базис, а также проверить знания учеников во время практических работ. Школьник может выбирать контент в зависимости от склонностей и интересов, но траектория его обучения запрограммирована заранее: преподаватель точно знает, с какой информацией ученик уже ознакомился. При этом система автоматически оценивает знания и умения каждого из учеников, прошедших VR-урок.

Таким образом поддерживается и развивается естественная для детей особенность — интуитивно двигаться вперёд, создавать смысловые узлы на собственной карте исследования предмета. Такая стратегия обучения формирует самостоятельность у детей и подростков, а интересный контент подталкивает их к изучению предмета.

Нынешний бум онлайн-обучения, вызванный режимом самоизоляции из-за эпидемии коронавируса, даст существенный толчок развитию и образовательных VR/AR-решений. Пока они пока не так широко используются для проведения удаленных школьных уроков, однако в будущем спрос на интерактивные образовательные инструменты, несомненно, возрастёт.

Читайте также
Комментариев пока нет