Написать в блог
Русский язык в школе

Русский язык в школе

ЭТАПЫ И ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
Время чтения: 9 мин

Русский язык в школе

ЭТАПЫ И ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
Время чтения: 9 мин

Организация направленной творческой познавательной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла, безусловно, необходима, так как позволяет создать условия для развития их личностного мышления. В этой связи в современной школе сформулирована новая учебная задача подготовки обучающихся к творческой работе в формате «итоговое сочинение», подготовка к которому ведется на уроках русского языка и литературы.

Справедливости ради стоит сказать, что новым этот вид деятельности можно назвать только в сравнении с возможностями современной школы. На самом деле спустя много лет сочинение на литературно-публицистическую тему возвращается, правда, на качественно новом уровне. Цель возврата сочинения нового формата сформулирована Президентом РФ: «Нам нужны школы, которые воспитывают личность, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способной творчески и самостоятельно мыслить».

Сочинение на литературно-публицистическую тему можно определить как перспективный вид учебной деятельности обучающихся, способствующий актуализации их творческих познавательных способностей для достижения комплексного (предметного, метапредметного и личностного) результата, качество которого проверяется в ходе ГИА по русскому языку и литературе.

Как подчеркнула Н. В. Беляева, итоговое сочинение должно мотивировать школьника к чтению русской литературы, а подготовка к грядущим экзаменам — развивать умение связно излагать свои мысли и усилить гуманитарную составляющую школьного образования, помогающую формировать у выпускников положительные ценностно-смысловые ориентации и общую культуру.

«Чтобы работа над сочинением не приобрела характер компиляции, учителю предстоит разработать эффективные методические приемы, которые обеспечат условия для выражения творческого познавательного потенциала развивающейся личности» — к такому выводу в коллективном исследовании общей профессиональной проблемы пришли и учителя русского языка и литературы в ходе мастер-классов, представленных учителями русского языка и литературы Егоровой Н.В., автора 30 книг для учителей и школьников по русскому языку и литературе, и С. И. Сабельниковой, зам дир. ОМЦ Центрального окружного управления образования г. Москвы, на 10 Московском педагогическом марафоне учебных предметов.

На наш взгляд, творческий познавательный потенциал ученика может проявиться в его умении выстроить свой маршрут написания сочинения на сознательном и подсознательном уровнях:

  • на уровне сознательного учащийся задействует исходные знания, познавательные возможности и умения, чтобы исследовать тему сочинения и наметить область своего рассуждения. В формулировке темы он выявляет ключевые слова, при помощи которых формулирует проблемные вопросы, которые и составят парадигму рассуждения;
  • на уровне подсознательного ученик проявляет свои творческие возможности, выстраивает представление о том, каким видит решение сформулированных общезначимых и личностно значимых проблем.

Проиллюстрируем один из вариантов построения алгоритма работы над сочинением на публицистическую тему «Это вечное противостояние времени…» на уроке русского языка в 11 классе. В основу алгоритма нами положен принцип связности подсознательного и сознательного уровней, реализующийся при осуществлении возможностей концептуального подхода.

Этап первый: в формулировке темы для сочинения, данной в виде тезиса, обучающийся выявляет ключевые слова, которые в контексте решения конкретной творческой задачи приобретают функцию концептов.

Концепт — слово, выражение, дающее толчок к рассуждению, порождающее ассоциативный ряд опорных слов и выражений, связанных с конкретной темой и проблемой рассуждения. Концепт является «импульсом», началом рассуждения. По мнению Ю. С. Степанова, концепт — не только «то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», но и то, посредством чего он, человек, влияет на неё. …концепты не только мыслятся, они переживаются. Они — предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений». В концепте интегрируется три смысловых пласта: 1) «буквальный смысл», или «внутренняя форма», этимология; 2) пассивный», «исторический» слой; 3) новейший, наиболее актуальный и активный слой.

Определим ключевые слова (концепты) в указанной теме сочинения: человек (я, мы) — противостоять — время.

Работа с концептами способствует развитию у школьников навыков комплексного анализа текста, совершенствует их связную речь и — самое главное — учит обобщению, без которого невозможно истинно творческое отношение человека к реальности и осознанное определение собственного места в ней.

Первый этап реализуется в исследовательской лаборатории на уроках русского языка, на котором обучающиеся включаются в выполнение следующих видов деятельности: 1) соотнесение лексических значений слова-концепта, этимологический анализ; 2) работа со словообразовательным гнездом (морфемный и словообразовательный анализ; выявление лексических значений однокоренных слов); 3) осмысление фольклорных произведений (пословиц, поговорок, народных песен, былин), которые отражают менталитет народа; 4) филологический, культурологический анализ научных текстов; 5) интерпретация фрагментов произведений, изучаемых на уроках литературы; 6) рассмотрение подходов к концепту в системе контекстов (литература, другие виды искусства и т. п.); 7) фиксирование основных смыслов концепта в виде кластера; 8) выполнение творческой работы (анализ, эссе, лингвистическое наблюдение, рассказ) [8, с. 32].

Этап второй: используя концепты как смысловые ядра, учащийся выстраивает определенные ассоциативные ряды. Ассоциативный ряд слов и выражений — слова и выражения, объединенные в общий смысловой ряд на основе случайных и неслучайных связей, ассоциаций. Ассоциативный ряд может объединять языковые единицы по формальному признаку, т. е. на основе конкретного сходства предметов /явлений / событий / действий, например, по цвету, содержанию, качеству, динамике: человек — ученик — школьник — ровесник — … [3] Ассоциативный ряд может объединять слова по логико-семантическому признаку: революция — время перемен — кровь — трагедия человека — трагедия народа — искалеченные судьбы — искореженное время…

В контексте работы на конкретную тему «Это вечное противостояние времени…» ассоциативный ряд выстраивается в определенном направлении и приобретает творческую заданность, так как возникает в личном художественном воображении ученика в условиях объектно-предметного ограничения, «связности» воображения. В художественном воображении связывается то, о чем рассуждает ученик (время противостояния), с проблемными вопросами, которые могут быть сформулированы им на основе темы сочинения. В нашем случае проблемные вопросы могут быть сформулированы так: «Можно ли времени противостоять? Стоит ли времени противостоять? Что значит «противостоять времени»? Кто может противостоять времени? и т. д.

Проиллюстрируем этот этап работы над сочинением:

  • путем ассоциации со словом «человек» учеником выстраивается первый ассоциативный ряд: (1) человек — (2) я — обладающий свободным от пут косности мировоззрением ­­- (3) я — личность, имеющая право на свободу мысли — (4) я- часть мира — (5) я — личность, стремящаяся к гармонии с миром…;
  • путем ассоциаций со словом «противостоит» — второй ряд: (1) противостою — (2) требую перемен — (3) бросаю вызов — (4) не согласен жить «в скорлупе единичного счастья» — (6) хочу сделать счастливым весь мир…;
  • путем ассоциации со словом «время» — третий: (1) время безнравственных законов — (2) время косности мировоззрения — (3) время, в котором произошла подмена истинных ценностей ложными — (4) время жизни «только для себя» — (5) время счастья для всех

На данном этапе работы на уроке формируется «позитивная» самомотивация обучающегося, что позволяет ему уйти от привычного написания ради оценки и блокировать мотивацию избегания неудачи на экзамене. При этом самомотивация актуализирует творческие возможности обучающегося, задает не только направление, но и темп его творческой деятельности.

Этап третий: на основе ассоциативных рядов обучающийся проектирует план своего сочинения. План творческой работы обучающегося может выглядеть так:

1. Так как я человек2, который стремится к жизни нравственной, то я должен научиться противостоять3 безнравственным законам времени1.

2. Так как я2 хочу обладать свободным от пут косности мировоззрением2, то требую3 от времени1 перемен 3.

3. Так как я личность, имеющая право на свободу мысли2, то бросаю вызов3 времени, в котором произошла подмена истинных ценностей ложными1.

4. Я — часть мира2, которая не принимает принципов жизни «только для себя»3, не согласен жить «в скорлупе единичного счастья»1.

5.Так как я личность, стремящаяся к гармонии с миром2, то хочу сделать счастливым1 весь мир3 и т. д.

Приведенный пример плана отображает логику рассуждения, развитие личностной позиции пишущего. В основе построения плана — прием градации: каждый последующий пункт плана, содержит оценочную лексику, выражающую усиливающееся, нарастающее, категоричное отношение пишущего ко времени, изъеденному пороками, и объясняет причину его неприятия, осуждения. План сочинения отчетливо отображает пафос рассуждения, подчеркнет наличие актуализированной личностной позиции пишущего, возрастание «силы убеждения» автора сочинения в том, что ему кажется важным, актуальным.

________________________________________________________________

См.: 1.2,3 — маркировка концептов «человек», «противостояние», «время».

Этап четвертый: обучающийся работает над вступлением к сочинению:

  • дает обобщенное личностное представление о сути противостояния человека и времени (кто? кому? почему? как? во имя чего? противостоит);
  • представляет перспективу рассуждения, т. е. обозначает направление своей мысли через краткое содержание своей будущей работы: противостоит — не принимает безнравственных законов времени — готов бросить вызов этому времени — вступает в конфликт со временем
  • обозначает принцип соотнесения в рассуждении, согласно которому размышление о настоящем времени согласуется с рассуждением о «созвучной» эпохе;
  • устанавливает тематические «точки» соотнесения: соотносит события, актуальные сегодня, с событиями исторического прошлого, тематически и проблематически связанные с настоящим.

Приведем варианты вступлений школьных сочинений в соотнесении с проблемой ««противостояния «всем миром» порочной силе»:

  • Время — уникально: оно невосполнимо, его невозможно вернуть, ускорить или замедлить. Но его можно оценить: или оправдать или вынести приговор. Но в любом случае нужно научиться времени противостоять, если оно больно, если заставляет нас испытывать боль.
  • Человек, не ощущающий себя во времени, не видит зарево заката, не чувствует терпкого запаха деревьев, мимо которых он проходит каждый день в школу, не знает прикосновений мокрой травы к босым ногам, хотя касается ее… Человек живет «страхом прошлого» и поэтому не видит, не ощущает настоящего. А надо уметь воспринимать свое время.

Этап пятый: используя план, обучающийся проектирует основную часть сочинения. При этом ученикам стоит рекомендовать:

  1. Заявить тезисы рассуждения в соответствии с моделями, отражающими пафос рассуждения.

Модель А: если содержание рассуждения развивается в поле личных интересов: о своих мечтах, о своей любви, о дружбе, о своей семье… — то тезис может быть построен так: «Я имею право на счастливую жизнь, поэтому бросаю вызов своему времени подмены истинных ценностей ложными».

Модель Б: если содержание рассуждения развивается не только в поле личных интересов, затрагивает вопросы, касающиеся окружающего мира, то автору сочинения предстоит рассуждать о счастье знакомых и незнакомых ему людей, народа, страны, планеты… — о любви ко всему человечеству, о мире во всем мире. В этом случае логика построения тезиса иная, см: «Я — часть мира, который заслуживает счастья, поэтому призываю всех вас, „дорогие мои, хорошие“, жить по законам добра и правды, любви и веры для того, чтобы, во-первых, … во-вторых… в-третьих… — а значит, мы должны»

Модель В: Целостная логика рассуждения «мы» может быть обозначена следующей схемой: Так как я умею мыслить, должен уметь рассуждать — (поэтому) я понимаю, что…- должен научиться болеть душой за весь мир, который имеет право на счастье, жизнь, любовь, и т. д. — потому что … во-первых, … во-вторых, … в-третьих… и т. д. — значит, мы должны уметь оценивать время, в котором живем, и, если потребуется, встать на защиту духовности и нравственности

На уроке учителю стоит обратить внимание на типичные ошибки при формулировании тезисов:

  • тезисы, при которых субъект рассуждения (автор сочинения) отстраняется от личного решения проблемной задачи рассуждения, т. е. описывает чувства, положения, принадлежащие не ему; рассказывает о событиях, участником которых является не он, а «какой-то другой человек». Например, «человек (но не я) должен стремиться понимать свое время…» или «автор романа (не я) сумел оценить революционные перемены своего времени…» и т. д. Поэтому тип речи текста сочинения ученика является не рассуждением, а по существу — описанием чужого поведения, чужой мысли, событий вне оценки т. д. Поэтому стоит рассуждать в следующей логике: «мне показалась интересной проблема…», «я не могу молчать…», «я задумался над вопросом, почему? /где? //как? /от чего?», «так как я хочу понять свое время / себя / представить свой путь, то: не хочу быть частью толпы, «серой, бездумной массы» / должен поступать… / должен стремиться… / понимаю необходимость…
  • при формулировании личностной позиции Я-мир, обозначающей обобщение, причастность к общечеловеческому, общезначимому в виде следующих тезисов: «люди (какие-то, а не мы) не умеют оценивать свое время…» или «люди (какие-то, а не наше поколение / молодежь / сверстники / ровесники) не умеют принимать решения…». И в этом случае автор сочинения устанавливает позицию стороннего наблюдателя в рассуждении, что не соотносится с задачей проявить и обосновать личностную позицию. Мы же советуем рассуждать в следующей логике: «нам важно…», «мы не должны молчать…», «я, как и многие из моих сверстников, задумался над вопросом, почему / где / как / от чего /…». Или: «Так как для нас важно понять свое время / себя / представить свой путь / не быть частью толпы, «серой, бездумной массы», то мы должны поступать… / можем стремиться…/ нам необходимо понимать …

2. Произвести аргументацию личностной позиции с использованием следующих приемов:

  • построение аргументов по схеме: доказательство («Это важно / интересно и т. д., потому что…» или «Это важно / интересно, поэтому») + иллюстрация из художественной литературы. Например, «Мне близко мироощущение Пьера Безухова, героя романа Л. Н. Толстого, который считает, что «жить для себя» — значит «погубить свою жизнь…» или «Я так же испытываю неприязнь ко времени, в котором главной ценностью является маленькое, собственническое счастье, потому что…»;
  • опора на текст художественного произведения (-ий) и на культурно-исторический опыт в качестве иллюстрирования доказательства. При этом в качестве иллюстрации в аргументе может быть использовано как одно «ключевое» произведение, например, роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», так и несколько произведений одного или группы авторов.

Но при этом примеры должны находиться в общем смысловом и стилистическом поле: быть объединены общей проблемой, хронологически соотноситься друг с другом и быть близкими в стилистике решения этой проблемы авторами художественных произведений (например, сатирические стихи В. В. Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Гимн взятке» и др.; примеры обличения времени в произведениях Н. А. Теффи, В. В. Маяковского, М. М. Зощенко, А. Аверченко и др.);

  • объяснение того, почему в качестве материала для рассуждения им выбрано творчество конкретного писателя, выражение понимания того, как и почему в творчестве этого писателя / поэта заявлена мысль о противостоянии времени.

Приведем пример иллюстраций к аргументу рассуждения (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»):

  • Я заметил: именно в плену Пьер Безухов понимает смысл жизни истинной. Он понимает, что невозможно пленить живую, бессмертной душу человека. В результате общения с простым русским солдатом Платоном Каратаевым герой осознает на уровне «предощущения», интуитивно, а потом и разумом, что человека по пути к истине должны сопровождать любовь к жизни и осознание себя частью целого мира. Такова суть народного мироощущения.
  • Общение с про­стым народом открыло для Безухова новые ценности, иной смысл жизни, заключающийся в доброте, со­страдании, служении людям. Для меня особенным откровением стали такие его слова: «…я жил для себя и по­губил свою жизнь. И только теперь, когда я живу… для других, только теперь я понял счастие жизни» … Вот, значит, в чем должен заключаться главный принцип нашего времени, смысл жизни каждого из нас — в «счастье для других».
  • «Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась …» — говорит Пьер Безухов, и мне близки его мысли.

Это этап работы на уроке русского языка над письменным речевым высказыванием (сочинением), в ходе которого постепенно расширяется содержание самой мысли, отрабатываются формы и способы (алгоритмы, стратегии) мыслительной деятельности, актуализируются познавательные процессы, формируется ценностно-смысловая парадигма ученика.

Этап шестой: обучающийся производит обобщение, подчеркивает актуальность проблемы рассуждения. В контексте приведенного примера работы над сочинением по теме «Это вечное противостояние времени…» обучающийся может дать ответы на вопросы: Чем мы рискуем, если не научимся настаивать на своей позиции честно оценивать время, видеть его недостатки? Чем опасна жизнь «в скорлупе личного счастья»?

Это этап овладения коммуникативными умениями создания письменного текста на коммуникативно-достаточном и коммуникативно-творческом уровне владения письменной речью.

Таким образом, работа над итоговым сочинением на литературно-публицистическую тему на уроке русского языка оптимизирует познавательные потребности участников коммуникации, помогает представить материал в соответствии с системой личностных ценностей, выработать свой способ познания и объяснения действительности, тем самым делая знание личностно значимым.

Трунцева Татьяна Николаевна,

к. пед. н., доцент,

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет