Образ современного учителя | Мел
Написать в блог
Образ современного учителя

Образ современного учителя

Через призму идеала предшествующих поколений
Время чтения: 4 мин

Образ современного учителя

Через призму идеала предшествующих поколений
Время чтения: 4 мин

С конца 1980-х годов в нашей стране усиленно пропагандируются ценности гуманной и демократической педагогики, декларируется необходимость тотальной гуманизации образования, а также внедрения личностно-ориентированных технологий воспитания и обучения. С разной степенью интенсивности попытки обновления школы в нашей стране продолжаются вот уже два с половиной десятилетия. В этой связи особую актуальность приобретает проблема подготовки гуманистического учителя. Ведь именно учитель делает школу, а гуманистический учитель делает гуманистическую школу.

Замечательный российский педагог Рубинштейн прозорливо писал в 1927 году:

«Новая школа — это, прежде всего, новый педагог. Это положение представляется правильным даже тогда, когда широкая жизнь с ее объективными условиями еще не созрела для новых форм, но школа с живым педагогом, чувствующим новые зарождающиеся побеги грядущей действительности, может сложиться отчасти и в такой неблагоприятной обстановке в удачную форму и попытаться пробиться в своей собственной небольшой среде к новым формам жизни… В наше время великого устремления к новым формам жизни нужно особенное внимание обратить на школу и в ней на учителя… Проблема учителя — первая и важнейшая проблема всей педагогики, всей постановки народного образования, всей системы народного просвещения, всей судьбы народной культуры: с нее нужно начинать и ею нужно кончать. Учитель — это первое».

В нашей стране накоплен интересный опыт осмысления социальной миссии и роли учителя, гуманистической интерпретации его личности. Особенно глубоко эти проблемы проанализированы отечественной педагогической мыслью в первой трети ХХ столетия.

Как показывает экскурс в историю философской и общественно-педагогической мысли, в переломные эпохи, для которых характерны социальные противоречия, девальвация и утрата ценностей, поиск новых социальных моделей и им сопутствующих педагогических парадигм, особую значимость приобретают вопросы, связанные с нравственно-этическими качествами учителя. Многообразие духовных ориентиров, целей воспитания, стереотипов поведения в динамично развивающемся обществе придают особую значимость личности учителя, основой профессиональной деятельности которого являются вневременные константы — общечеловеческие ценности и идеалы. Именно учитель оказывается для общества примером верности профессиональному долгу, нравственной чистоты, благородства, образцом самосозидания, самосовершенствования.

Еще в 60-х гг. XIX в. известный отечественный педагог Водовозов обозначил настоятельную потребность в обосновании идеала учителя. В своей статье «Идеал народного учителя» автор подчеркивал, что «выработанный идеал необходим для жизни, он как с точки, поставленной на возвышенном месте, указывает все расходящиеся пути до их видимого предела. Такой идеал по отношению к человеку, который носит его в душе, составляет источник деятельного жара и нравственной силы и не разрушается, а крепнет в борьбе с жизнью».

Каптерев, отмечая заслуги Стоюнина в решении общепедагогических вопросов, в краткой, тезисной форме определяет логику его рассуждений: «воспитывать в школе, в полном значении этого слова, может только педагог, а не учитель-дидакт; педагогическая сфера деятельности может оживляться только идеалом, развившемся не в узких пределах того или иного учебного предмета, а в связи с нравственными требованиями семейной и общественной жизни. Узкий дидактический идеал способствует развитию ремесленничества в педагогическом деле. Ремесленник в педагогии способен сердиться, браниться, хвалить и наказывать, но не способен воспитывать; он способен с успехом приготовлять к школьному экзамену, но не способен приготовлять к жизни».

Рефреном всех произведений Миропольского является глубокое убеждение в важности осознания учителем своего долга перед учеником, обществом и государством. Миссия учителя заключается, по его мнению, в «живом созидании разумно-свободного существа, вечно развивающегося». Не случайно из 80 советов-рекомендаций Миропольского начинающему учителю, первый и самый важный выступает в виде аксиомы педагогического труда: «Кто не чувствует в себе любви и расположения к труду учителя, не сознает в себе призвания к нему, тот брось это дело. Не мучь себя, не мучь детей, не порть школу, ищи себе другой работы. Учитель без призвания — сам мученик, а ученики — его жертвы…».


Три аксиомы должны «сжиться со всем духовным существом педагога», стать внутренними убеждениями каждого, занимающегося воспитанием и обучением детей:

• Никто не может дать другому того, чего у него самого нет, также точно никто не может развивать, воспитать, образовать другого, если он сам не развит, не воспитан, не образован.

• Воспитатель, учитель, наставник может действовать на развитие, воспитание, образование воспитанника только в той степени, в какой он сам воспитан, развит и образован.

• Он может истинно развивать, воспитывать, образовывать только до тех пор, пока он сам работает над своим собственным образованием, развитием, воспитанием.


Несмотря на различие в требованиях к личностно-профессиональным качествам педагога, подходы со стороны государства и общества в совокупности образуют специфический тип личности учителя, обладающего своим неповторимым набором ценностей и идеалов, выраженной гражданской позицией, занимающим активную деятельную позицию по отношению к окружающему миру, бескорыстно преданного своему делу, влюбленного в свою профессию.

Теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил определить понятие «образ педагога» как сложное когнитивное и эмоциональное образование, в котором отражаются субъективные представления человека о педагоге как профессионале в его многоаспектной природе (как индивиде, личности, субъекте профессиональной деятельности, индивидуальности). Это образование обладает активным началом и выполняет разнообразные функции в профессиональном становлении педагога (мотивационную, ценностно–целевую, прогностическую, контрольно–корректирующую, регулятивную).

Каждый образ педагога индивидуален и неповторим. Вместе с тем любой образ содержит свою «меру типического», определяемую особенностями конкретного исторического периода. То есть образ педагога можно рассматривать как социально-историческое явление, обусловленное мировоззренческими, социальными идеалами определенной эпохи.

Анализ современных исследований и документов в области образования, проведенный Ильиной Светланой Петровной показал, что за последнее десятилетие существенно обновились требования к педагогу. Называя разнообразные характеристики современного педагога, исследователи единодушно признают, что современная ситуация развития образования требует от педагога изменения отношений к другому, к себе и к профессиональной деятельности. В этой связи в качестве сущностных интегративных характеристик современного педагога были условно выделены диалогичность, творчество, самообразование.

Диалогичность предполагает умение педагога находить пути разрешения противоречий при отношении к другому человеку как нравственной ценности.

Творчество проявляется в умении педагога строить образовательный процесс с учетом особенностей его субъектов и условий, в которых разворачивается этот процесс.

Самообразование характеризует особое отношение педагога к себе, связанное с рефлексией процесса и результатов своей деятельности, саморазвитием и самосовершенствованием.

Становление образа педагога как внутренне закономерный процесс изменений в представлениях человека о педагоге является длительным, противоречивым и обязательно непрерывным.

Особая роль в становлении у человека образа педагога принадлежит этапу его профессионального педагогического образования. На этом этапе под влиянием специально созданных условий изменяется структура и содержание образа, совершенствуется механизм его «конструирования», появляются общие принципы, согласно которым многообразные качества различных педагогов объединяются в одном образе. Другими словами, на этапе профессионального образования необходим целенаправленный процесс создания педагогических условий, содействующих обогащению образа педагога у студентов.

На этапе профессионального образования значимый вклад в становление образа педагога у студентов вносят педагогические дисциплины, которые выступают в качестве основы для интеграции знаний о природе, культуре, обществе, личности, обеспечивая системно-целостное восприятие и освоение педагогической действительности

Но прежде, необходимо воссоздать понятие идеала и почетности профессии учителя в самом обществе, прибегая к разумному маркетингу в сфере образования.

Жак Барзэн сказал: «Учительство — не утраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция», — так вот каждый, сидящий на студенческой скамье педагогического вуза, обязан явить собой тот образ педагога, который будет достоин уважения.

Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей