Написать в блог
Как создать программу курса? Модель ADDIE.

Как создать программу курса? Модель ADDIE.

Время чтения: 4 мин

Как создать программу курса? Модель ADDIE.

Время чтения: 4 мин

Соня Смыслова — ex управляющий директор школы креативного мышления ИКРА рассказывает, как подходят к проектированию образовательных курсов, программ и о чем важно никогда не забывать.

Начнем с того, что страшное название деятельности «проектирование образовательного опыта» в английском называется instructional design, и, если вы заинтересуетесь этой темой — ищите литературу скорее на английском, чем на русском. А теперь про само проектирование.

Одна из самых классических моделей проектирования программ (ADDIE — аббревиатура от analysis, design, development, implement, evaluate) появилась в середине 80-х с подачи университета Флориды и в первоначальном своем виде разрабатывала для проектирования программ обучения армии США. Позже этот фреймворк «оброс» многочисленными дополнениями, и мы сейчас посмотрим на его самую базовую структуру.

Этап первый. Анализ.

На этом этапе мы фокусируемся на том, кто будет учиться, и задаемся такими вопросами как:

— Кто является основной целевой аудиторией курса?

— Каковы цели обучения, которые вы намереваетесь достичь?

— Каковы физические и организационные ограничения?

— Каковы технические требования курса (вводные от заказчика, если они есть)?

— Как будет происходить обучение (формы организации подачи контента)?

— Какие критерии будут использоваться для оценки эффективности обучения?

Самое важное, что мы должны сделать на этом этапе — это, фактически, собрать для себя бриф, некую отправную точку А. Она будет служить для нас фильтром на всех последующих стадиях.

Этап второй. Дизайн.

На втором этапе мы проектируем непосредственно саму программу курса и модули внутри нее. Собрать программу можно, например, с помощью конструктора опыта — бесплатный онлайн сервис с более чем 100 методиками для планирования занятий. Ограничений для придумывания того, как будет выглядеть программа, нет никаких — главное, чтобы мы могли отфильтровать ее по брифу (первому этапу).

  • Фишка: на этапе дизайна очень помогает визуализация пользовательского пути. Обычно он потом ложиться в основу «дорожной карты» программы, но нужен он, на самом деле, далеко не только ученику.

Визуализировав путь пользователя в рамках нашей программы, мы можем увидеть «спады» и «подъемы», предсказать кризисы в рамках определенных этапов или увидеть «нестыковки» с которыми часто сталкиваемся: например, недостаточное количество времени на домашнее задание; сложные упражнения на этапе эмоционального спада группы или недостаток внутригруппового взаимодействия.

Этап третий. Разработка.

Если до этого мы спроектировали структуру, то теперь мы можем подступиться к разработке непосредственно контента — собираем сценарии конкретных занятий, придумываем задачки, пакуем презентации — в общем, создаем наполнение той программы, которую мы спроектировали на предыдущем этапе.

Казалось бы, логика железная. Но на деле мы очень часто допускаем ошибку «соберу-ка я ближайшее занятие» — когда у нас есть только очень поверхностное представление о последовательности занятий в курсе и мы без детальной проработки этапа 2 кидаемся сразу собирать презентацию (потому что уже горит).

Этап четвёртый. Применение.

В английском слово implement куда многограннее и этот этап включает в себя не только «применить все, что мы наделали раньше», но и спроектировать образовательную среду (организационно). Если на этапе дизайна мы позаимствовали у дизайн-мышления методику user journey map, то здесь с радостью возьмем то, что называется role playing. То есть мы с вами «проиграем» жизнь нашего пользователя — в одном конкретном занятии или в рамках целого курса.

Что часто включает в себя этот этап:

— прогоны, то есть живое применение материала;

— «воображание», как будет двигаться наш ученик, хватит ли ему места развернуться, подвигаться, поштормить, как он будет передвигаться между столами, удобно ли у него лежат подручные материалы (бумага, ручки, ножницы), видно ли ему экран;

— прохождение всех тестов и ассессментов, которые мы для него приготовили;

— проживание собственного материала в роли ученика, например, если вы работает в паре, то один преподаватель прогоняется как преподаватель, а второй, вместе с тестовой группой, как ученик — собирает обратную связь.

То есть наша задача как можно детальнее пережить опыт ученика, чтобы конкретизировать материал и учесть множество рисков еще на этапе проектирования курса.

Этап пятый. Оценка.

Поздравляю, мы провели занятие, модуль или курс. Теперь нам важно оценить эффективность наших усилий, усвояемость материала, общие впечатления и еще много чего (чего именно — мы с вами определили еще на этапе анализа). Для тех, кому интересно поглубже поизучать, как происходит оценка (концептуально), в рамках нашей программы я бы порекомендовала подробнее посмотреть на модель Киркпатрика, такая же неизменная классика, как и вся модель ADDIE.

Чаще же мы останавливаемся на первом этапе этой модели — реакции или уровень «понравилось/не понравилось». Для многих задач, которые мы себе ставим, этого бывает вполне достаточно. Самое главное, чтобы мы не подменяли традиционную рефлексию в конце занятия / курса на обратную связь в режиме реального времени (и помогали нашим студентам этого не делать).

  • Кстати, Дональд Киркпатрик утверждает, что уровень научения выше у тех студентов, чья реакция по окончанию обучения была более положительная, нежели у тех, чья была отрицательная. Так что если ваши студенты вышли довольные и счастливые — знайте, хоть что-то да у них осталось в голове и по делу! :)

А вот и сама модель ADDIE:

Для нас это означает одну простую вещь — никогда ничего не делаем последовательно, все время возвращаемся и пересматриваем, редактируем и дополняем предыдущие этапы и, в каком-то смысле, сразу работаем на всех уровнях.

Зачем нам это всё?

Резонно спросите вы. Конечно, мы не организуем свой день «займусь-ка я стадией дизайна сегодня», скорее, имея общую конструкцию мы все время себе перепроверяем — ничего ли я не забыл? Кто моя аудитория? А структура курса? А цели программы? А как будем оценивать? И еще множество вопросов, которые формируют для нас систему проверки.

То есть ADDIE — это наш чек-лист.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей