Хорошее/плохое кино | Мел
Хорошее/плохое кино
  1. Блоги

Хорошее/плохое кино

«Ржев» глазами взрослого и ребёнка
Время чтения: 3 мин

Хорошее/плохое кино

«Ржев» глазами взрослого и ребёнка
Время чтения: 3 мин

Бывают фильмы, которые ждёшь и планируешь посмотреть — сам, с друзьями, с детьми. В моем случае — с ребёнком, поскольку большие фильмы пока можно смотреть только с сыном (дочке ещё нет и четырех и из-за разницы в возрасте трудно найти кино, отвечающее интересам обоих детей).

Бывает и обратая ситуация: выходит фильм, который и самому смотреть не очень хочется, и уж тем более — не хочется устраивать совместный просмотр.

Тем интереснее момент, когда неожиданность перетасовывает планы и приходится идти на картину, которую для себя заранее поставил под сомнение.

В этот раз сходить в кино нам с сыном предложила супруга: отзывы знакомых хорошие и вам должно быть интересно. Так то оно так, но…

Сам я историк по образованию и у меня довольно сложное отношение к историческим фильмам. Та часть моего профессионального сознания, которая отвечает за содержание, всячески противилась этому походу. Опасения разные, знаете ли. Однако включилась и та составляющая, которая отвечает за контекстное мышление: история (да и кино) — слишком большое явление и состоит не только из того, что нравится мне лично. И в отношении остального, того, что не укладывается в рамки собственных предпочтений, лучше иметь определенный опыт первичного знакомства — посмотрим вместе, поговорим. Может быть, ради этого и стоит ходить в кино, если оставить в стороне собственный зрительский эгоизм.

Сын интересуется историей (и военной историей — тоже!), поэтому с тематикой проблем быть не должно. Это важное условие: если бы не интерсовался — мы бы не пошли, поскольку я категорически против навязывания тем, чуждых человеку. Если тематика подходит, проблемы могут возникнуть либо с занудностью сюжета (бывает же такое!), либо с содержанием (любимая игра эрудированных зрителей — сколько неточностей ты заметил на экране). Арсений смотрел внимательно, реагировал на юмор («что у нас сегодня вечер признаний?» — эту реплику он запомнил и повторил в нашем с ним обсуждении), реагировал он и на драматические повороты. С этим немного сложнее — я не стал спрашивать специально, поскольку видел его реакцию в зрительном зале. Самым тяжелым моментом, который пробрал его до глубины души, стал момент повторной атаки, когда только что спасшиеся от смерти герои снова пошли в бой с очевидным подразумеваемым результатом (даже для ребенка 11 лет). Что его НЕ зацепило? Мимо прошёл натурализм батальных сцен — он был увлечен сюжетом и детали отошли на второй план. Строго говоря, это понятно — большинство современных зрелищных фильмов постоянно эксплуатирует оторванные конечности и брызгающую кровь в качестве атракциона. Этого полно в «Хоббите» или в «Мумии», но нарекания у нас «кровища» вызывает в тот момент, когда мы разочаровались в сюжете. Тогда это бросается в глаза и мы начинаем ругаться. Здесь (в глазах одиннадцатилетнего ребенка) самым сильным оказался момент возвращения на смерть и это перевесило всё остальное. А ещё его НЕ зацепил пафос — как разоблачительный антисоветский, так и нравоучительный патриотический. Все высокопарные слова и подобранные обстоятельства (долгие монологи раненого особиста, например) пролетели мимо. После просмотра я предложил сравнить его с отечественными фильмами на военную тематику, которые он смотрл за последние год-полтора. В листинге участвовали «28 панфиловцев» и «Т-34». Победил «Ржев». Я специально проговорил те сильные моменты других фильмов, которые запомнились ему тогда (мы всегда проводим «экзитполы"чтобы можно было определиться в предпочтениях). Насколько я понимаю, «Т-34» и «панфиловцы» проиграли именно из-за бодренького оптимизма сюжета. Арсений достаточно хорошо знает историю Великой Отечественной, чтобы соотнести концовку фильма с ощущениями, вызванными словом «война».

Напоследок я немного побурчу, поскольку просмотр не изменил моего мнения: «Ржев» — фильм слабый. Прежде всего — в художественном отношении. В нём слишком много «сделанного» для «красивой картинки». Это прямо какой-то калейдоскоп болезненной безвкусицы: огромная надпись на блестящем пистолете «Gott mit uns» (в действительность этот слоган был выбит на пряжках солдатских ремней в вермахте, «для кино» его сделали «бросающимся в глаза» на постороннем предмете), горящие кресты на кладбище после атаки огнеметчика (использовали огнеметы sturmpioniere для уничтожения объектов фортификации, но в кино немецкий огнетчик стал штампом — зрелищно!), огромный подвал (!) под руинами церкви с «сотнями трупов» жителей деревни (без комментариев). Всё это — ружья, которые заботливо развешены на сцене и регулярно постреливают. Беда в том, что на фоне специально придуманых деталей теряется подинная фактура — нет города, название которого обыгрывается в фильме, нет мирных жителей (кроме трупов в подвале, которые по существу только спецэффект-декорация), есть только выдуманное пространство, выдуманные герои, которые взахлеб рассказывают свои жизненные истории. Мысль о том, что на войне осколок мины обрывает жизнь человека без предварительного монолога, глубоко чужда создателям блокбастера. Выигрывает этот фильм только в тот момент, когда мы отвлекаемся от аудиовизуальной мишуры и воспринимаем фильм не буквально, а как более или менее удачное напоминание о реальной трагедии войны. Как показал опыт Арсения, ребёнку это сделать проще, чем взрослому. Чтобы как то компенсировать этот креатив кинематографистов я взял в качестве обложки подлинный снимок военного времени из Ржева.

Стоило ли этот фильм смотреть? Да, стоило. Даже плохие фильм нужно смлотреть, поскольку через знакомство с ними мы лучше понимаем ценность подлинного. Хоть и нет в нём чего-то достойного восхищения, «Ржев» напоминает о самой теме и засталяет нас думать о том, что и как стоит вспоминать о войне на языке кинематографа. Через два — три года «Ржев» станет очередным пунктом очередного нашего с Арсением «экзитпола», но я надеюсь, что в список добавятся и более достойные фильмы.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей