Рукотворное Средневековье
Блоги05.05.2020

Рукотворное Средневековье

Доспехи, герб, имя: что может рассказать фигурка о другой эпохе.
Обший вид
Общий вид готовой фигурки. Даже без каких-либо пояснений наш рыцарь производит приятное впечатление.

В определенном смысле, модель, как и книга, — это определенный способ передачи и хранения информации. Отличие же от книги заключается в том, что модель требует большего участия с нашей стороны — это мы ее собираем, и без наших усилий она так и останется набором пластиковых деталей.

Давайте посмотрим, что получилось у нас в итоге.

Наша фигурка — именно рыцарь позднего Средневековья в полном доспехе (пехотинцы использовали, как правило, полудоспех — их снаряжение не включало элементов для защиты ног) с характерным небольшим щитом (пехотный щит, наоборот, был большим) в котором есть вырез под копье. Самого копья нет, но про него нужно сказать несколько слов, поскольку оно играло принципиальную роль на турнире, и в бою.

Турнир. Средневековая миниатюра
Турнир. Победитель — реально существовавший рыцарь Вальтер фон Клинген (об этом говорит строчка над изображением — her walther von klingen (нормы правописания тогда были другими). Миниатюра из Codex Manesse, Германия нач. XIV в. Источник изображения — Wikimedia Commons

Копьё было основным элементом вооружения для конной атаки и в рыцарском варианте оно сильно отличалось от аналогов. В боевом положении оно было вынесено на ¾ своей длины вперёд, сам рыцарь фактически только удерживал и направлял его, но не бил им врага — в атаке мощь копейного удара зависела не от силы руки, а от массы и скорости скачущей лошади. Вернее, от совокупной массы лошади, всадника и их доспехов.

Конные доспехи XVI века
Конские доспехи работы нюрнбергского мастера Кунца Лохнера.1552, 1556–1560 гг. Экспонат Военно-исторического музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург). Фото автора.

Стоит отметить, что в одиночку так атаковать кого-то бессмысленно, поскольку противник просто уклонится от первого столкновения, а во второй раз разогнаться для удара уже не будет возможности. Потому в боевых условиях атака производилась только слаженной группой — в первом ряду рыцари, позади них оруженосцы и слуги. С этой особенностью связан один из трагичных эпизодов Средневековья — в такой конной атаке в битве при Креси 26 августа 1346 г. погиб Иоанн Слепой, король Чехии и граф Люксембурга, повелевший привязать своего коня к лошадям сражавшихся с ним бок о бок вассалов, Генриха Монаха из Базеля и Индржиха из Клингенберга.

Боевой молот-клевец
Боевой молот- клевец. На врезке — подлинник, экспонат Военно-исторического музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург). Фото автора.

Как бы то ни было, в атаке рыцари должны были либо опрокинуть такой же конный строй противника, либо рассеять изготовившихся к бою пехотинцев. После первого удара копье уже теряло своё значение и его просто отбрасывали, используя ударное и рубящее оружие — наш рыцарь держит в руке боевой молот – клевец (нем. Streithammer) на короткой рукоятке, которым удобно наносить удары сверху вниз, разбивая острым клювом шлемы и латы пехотинцев или спешенных рыцарей. Пехотинцы же, в свою очередь, использовали прежде всего оружие на длинных древках (пики, алебарды) или метательное оружие (большие английские луки, арбалеты, огнестрельные пищали), чтобы выбить на безопасной дистанции как можно больше рыцарей и лошадей. Если выбить хотя бы треть, конная атака может захлебнуться, поскольку строй будет нарушен. Хитрый английский король Эдуард III в той же битве под Креси повелел еще и рвы выкопать, расположив за ними лучников, чтобы свести на нет численное превосходство французов.

Наша фигурка относится к серии из четырех рыцарей XV века, которых делает фирма Miniart (сейчас, правда, именно рыцари сняты с производства). У них общая фигура (лицо, туловище, ноги и руки до кистей), отличаются же они — небольшими, но важными деталями — шлемом, рукавицами, вооружением, щитами, а также — цветовой гаммой (геральдическими цветами и фигурами, окраской доспеха). Три фигурки в этой серии (английский, бургундский и французский рыцари) напоминают нам о самом известном вооруженном конфликте европейского Средневековья — Столетней войне. Немецкий рыцарь стоит в этом отношении особняком и появился, скорее всего для того, чтобы показать ещё один возможный вариант доспеха.

Доспех.

Начнем с хронологии, ибо она важна для правильного понимания. Рыцарский доспех изменялся с течением времени и это очень заметно на изображениях. Если мы посмотрим внимательно на миниатюру XIV в. выше, то увидим, что изображенные на ней воины отличаются от нашей фигурки массивным шлемом и кольчужной защитой рук и ног.

Составной нагрудник появляется только в середине XIV в., а полностью в привычном для нас виде рыцарский доспех сложится именно к XV столетию.

Далее, в начале XVI в., появится новый тип — так называемый максимилиановский доспех (по имени императора Священной Римской империи германской нации Максимилиана I Габсбурга, 1459–1519 гг.), который будет отличаться гофрированной фактурой стальной брони и станет существенно легче предшественников.

Максимилиановский доспех
Доспех рыцарский полный «максимилиановский». Германия, первая половина XVI века. Экспонат Военно-исторического музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург). Фото автора.

В целом наша фигурка соответствует заявленной эпохе. Однако унификация деталей с другими рыцарями утрировала одну важную черту — своеобразие форм доспеха.

В XV в. законодателями мод защитного вооружения были немецкие и итальянские мастера, изделия которых заметно отличались внешне. Для доспеха в итальянском стиле были характерны гладкие округлые формы, тогда как немецкий стиль отдавал предпочтение угловатым и ломанным.

Все четыре фигурки в этом отношении скорее выдержаны в немецком стиле, что точно не вредит в нашем случае, однако для большего разнообразия хотелось бы и рыцаря в итальянском доспехе.

Рыцарский шлем — салад. Немецкий вариант
Рыцарский шлем  типа салад. Немецкий вариант. Источник изображения — Wikimedia Commons

Самое заметное отличие «нашего» рыцаря — шлем. Остановимся на нем поподробнее. Это так называемый салад (в русский язык вошел французский вариант — salade, его немецкое обозначение — Schaller), с характерным длинным назатыльником и небольшим забралом (рыцарский вариант, пехотинцы носили открытые салады). Он идеально соответствует эпохе, поскольку получил широкое распространение с конца XIV в. Особенно приятно, что имеет реальный исторический прототип, который с определенной долей погрешности воспроизведен в пластике. Ещё одна деталь, которая есть на фигурке — характерная «борода» (нем. Bart), металлический воротник для защиты шеи, который использовался с этим типом шлема.

Геральдические цвета и фигуры.

Черный двуглавый орел на желтом фоне — официальная символика Священной Римской империи германской нации. Здесь нас подстерегает ловушка — в таком виде герб был уместен скорее на официальных документах империи, а не на доспехах конкретного рыцаря. Почему? Герб рыцаря был атрибутом индивидуальности — он демонстрировал принадлежность к конкретному семейству и мог изменяться в силу собственных заслуг (приобретал дополнительные элементы). В этом отношении носить не-свой герб могли лично несвободные люди т. е. слуги.

Человек средневековья не мог себе представить государство как некую абстрактную сущность, поскольку государство для него было союзом вполне конкретных людей и корпораций и это понимание имело свое символическое выражение в виде пестроты гербов, цветов, фигур (а заодно — ритуалов и церемоний).

Современное же понимание прямо предполагает наличие общей государственной символики в армии — в этом заключается серьезная разница в понимании обыденных вещей людьми разных эпох.

Поднесение книги свобод Регенсбурга (возвращение городу имперского статуса). Герб Империи — ввеху, герб города внизу. Изображение обрамляет марка с личными гербами членов городского совета. Миниатюра Ханса Милиха 1536. Репродукция из каталога выставки Dasein und Vision. Bürger und Bauern um 1500. Berlin 1989.

Другими словами, декаль с имперским двуглавым орлом является анахронизмом, переносом нашего современного понимания на явления прошлого. Однако этот анахронизм в данном случае допустим — моделизм, по определению обладает определенной долей условности (чтобы не рассказывали честолюбивые моделисты про свое стремление к абсолютной точности деталей). Условность появляется в виде особенностей материала — литье из пластика далеко не всегда передает требуемую толщину тех деталей, которые в оригинале сделаны из металла. Так и с этой декалью — мы можем ее смело использовать, если хотим напомнить зрителю про исчезнувшее Средневековое государство под названием Священная Римская империя германской нации.

Имя.

Вроде бы это не имеет прямого отношения к самой модели, но мы с сыном договорились давать фигуркам имена, относящиеся к стране и эпохе бытования. Так у нас появились легионер Тит и рыцарь Маннелих, в дополнение к характеристикам «римский легионер II в. н. э.» и «немецкий рыцарь XV в.».

Поскольку итогом является изображение человека, а не маленький манекен в доспехе, то имеет смысл задуматься и над тем, как нашего героя могли называть современники.

Важно понимать, что представители средневековой аристократии были честолюбивыми индивидуалистами, которые готовы были нанимать поэтов, чтобы те воспели их подвиги. Так появился специфический средневековый жанр Chanson de geste, песнь о деяниях (самый известный, но далеко не единственный пример — «Песнь о Роланде»).

Для них было важно, чтобы имена остались в веках — потому безымянный рыцарь кажется странным оксюмороном. Мы смоделировали обратную ситуацию — взяли имя (с поправкой на вариативность произношения) из знаменитой шведской средневековой баллады Herr Mannelig («Господин Маннелиг»), повествующей о безответной любви девушки тролля к прекрасному рыцарю. То, что баллада шведская, не должно нас смущать — эти люди были склонны к перемене мест и рыцаря из Германии вполне могло занести в Швецию (попал же шотландец Лермонт в Россию столетием позже). Важно, что имя из баллады выступает ещё одним мостиком к средневековой культуре. Благо, что и сама баллада красивая — Вы можете ее послушать в аутентичной версии, исполняемой группой Wolfenmond, так и в более современных оранжировках — от близкой духу средневековых жонглеров In Extremo до величественной Haggard.

Тут во мне просыпается педагог и я должен сказать сразу несколько вещей:

Модель — это материальный предмет. Это важно, поскольку большая часть доступной нам сейчас информации носит виртуальный характер. Она опосредована гаджетами — даже сейчас, читая этот блог, вы смотрите на экран компьютера/телефона. Это просто информация и ее усвоение почти никак не связано с действием — через 3-5 минут Вы перелистнете страницу и будете читать не менее интересный блог. Однако, если нам в руки попадает предмет — восприятие меняется, поскольку требует другой концентрации внимания. Этого требуют особенности материала (как клеить и каким клеем), конструкции (как детали стыкуются между собой), покраски (как сочетаются цвета). Честно говорю — я начал воспринимать цвета совершенно иначе после того, как познакомился с относительно большой (на несколько десятков) палитрой профессиональных модельных красок — ох уж эти оттенки, скажу я вам!

Это особенно важно, если мы говорим про гуманитарные предметы — если мы знакомы с историей исключительно по тексту учебника есть риск, что реалии, которые он описывает, для нас так и останутся словами. Что такое рыцарь? — это просто всадник в доспехах? Чем отличается греческий гоплит от римского легионера? Википедия на эти вопросы ответит легко, но ее ответы и наши личные познания — немного разные вещи. И тут я должен сказать уже как историк: чем больше у нас источников информации о прошлом и способов для ее закрепления, тем интереснее становится сам процесс познания.

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей