Написать в блог
Научить сложному легко

Научить сложному легко

или почему проектный подход в обучении начинающих так эффективен
Время чтения: 4 мин

Научить сложному легко

или почему проектный подход в обучении начинающих так эффективен
Время чтения: 4 мин

Меня зовут Бородин Ростислав, я работаю веб-разработчиком. Мой профессиональный интерес лежит в области систем, связанных с медицинской информатикой. Сейчас я работаю главным разработчиком в сервисе Medsenger.

А еще меня увлекает преподавательская деятельность. Работой со школьниками я занимаюсь уже семь лет, с тех пор как в 10 классе провел свой первый кружок по математике для пятых классов. За это время я успел поработать в Гимназии 1576, ДННТМ и Политехническом музее. Первым шагом для меня стала стажерская программа на кружке по программированию в ДНТТМ: если ученик заканчивал курс на отлично и сдавал дополнительный экзамен, можно было в следующем полугодии помогать преподавателю вести курс. Оказалось, что не менее увлекательно передавать знания дальше, а не только учиться самому.

Сейчас я сотрудничаю со школой GoTo. Я хотел попасть сюда целенаправленно по двум причинам: во-первых, это крутейшая команда преподавателей, а во-вторых, очень интересные образовательные программы, аналогов которым нет нигде. Первую свою программу в школе я провел в летнюю смену 2016 года. Сейчас я работаю в школе с начинающими программистами 12-14 лет.

Я долго не мог поверить и понять, как это вообще возможно — учить школьников анализу данных, биоинформатике, промышленному программированию — областям, которые очевидны далеко не каждому студенту, да еще и за столь короткие сроки. Оказалось, что дело тут в двух ключевых факторах: мотивирующему комьюнити и проектных учебных программах.

С комьюнити все относительно понятно. Любой человек — существо социальное, а подросток в силу возрастных особенностей испытывает дополнительную необходимость ощущать себя частью группы, а значит соответствовать ее уровню. И когда подросток попадает в группу ребят со схожими интересами, мечтами и проблемами — результаты обучения в такой группе не идут ни в какое сравнение с самообучением или дистанционными курсами. А главное — обучение оставляет огромный эмоциональный заряд!

А что значит «проектные учебные программы»? Дело в том, что любую теорию, и, в частности, программирование, необходимо давать на практических задачах, тесно связанных с реальным миром. Вообще со стороны может показаться, что программирование — это достаточно нудное занятие. Нужно писать какие то сложные коды, часами не отрываясь от компьютера, помнить множество команд и читать документацию на английском. Но почему же тогда сегодня это так популярно, а многие наши ученики готовы сутками не отрываться от решения задачи? Конечно же, это доходная профессия, полезно для мозгов, но в первую очередь — это вид творчества, в котором творец может привносить изменения в реальный мир здесь и сейчас. Хорошая идея, труд, немного креатива — и результат работы, возможно, будет полезен сотням и тысячам людей! И именно этим программирование, как хобби, выигрывает у других вариантов развлечений.

Но чтобы построить избу, нужно сначала научится забивать гвозди. Прежде чем приступать к действительно интересным задачам, ученик в начале должен освоить базу, которая на деле оказывается не такой уж и вдохновляющей и даже утомительной. Причем, чем более фундаментальна технология, тем больше времени обычно занимает путь к реализации действительно полезных задач. Например, в классическом курсе по С++ графическое приложение получится написать только на 37-м занятии. Поэтому многие учебные программы уходят в скучные дебри и ученики так никогда и не видят той творческой мощи, которую они приобретают. Мне кажется, что это категорически неправильный подход.

Конечно, совсем от типовых учебных задач уйти скорее всего не получится, но можно попробовать начать включать творческие открытые задачи в курс как можно раньше.

Например, задачу по обработке массива чисел из школьной программы (например, развернуть его задом наперед) можно превратить в обработку аудиофайла (а это ведь и правда одно и то же), а работу со строками и функциями — в телеграмм бота. В процессе оказывается, что для несложных проектов хватает совсем базовых знаний и немного гуглинга, а сложные проекты вырастают в процессе развития несложных.

Конечно есть и минусы, в процессе иногда приходится использовать функционал, внутренняя организация и принцип работы которого могут быть пока еще неизвестны новичку. Придется принять, что «нужно написать вот так», чтобы компьютер отправлял запросы к серверу, а как это работает внутри — вопрос остающийся за кадром. Но с другой стороны — это мотивация впоследствии изучать Computer Science более детально, а когда понимаешь, чего хочешь и зачем это нужно — процесс обучения становится куда проще. Если сначала показать, что машина умеет ездить и научить водить, изучать детали ее устройства будет интереснее, чем если процесс будет проходить в обратном порядке.

Тем не менее на нашем курсе мы начнем не с нуля. Мы ждем, что учащийся самостоятельно или в школе освоит основы любого языка программирования, а придя к нам сможет сразу применить свои навыки на практике. Приступая к изучения курса наш ученик уже должен знать, что такое переменная, условный оператор, цикл и функция, а также иметь опыт работы с массивами — этих знаний будет вполне достаточно. Работать мы будем на языке Python, но отдельно изучать его не требуется — мы оперативно сделаем это уже в процессе курса.

В течение курса мы разработаем сразу 9 проектов за полтора месяца: фотофильтр для инстаграма с распознаванием лиц, программу для обработки звука, работа для автоматических опросов по телефону, телеграмм-бота, веб-сервис, CMS систему для сайта, программу для анализа соц. сетей, бота для ВК и проект по дата-журналистике. Почему так много? Работая некоторое время с долгосрочными школьными (срок реализации — полгода) проектами в Политехническом музее и Гимназии 1576 в обычном режиме, я заметил интересную особенность. Ребята часто берутся за свежую, интересную идею, но через некоторое время охладевают к ней и в итоге в спешке пытаются что-то сделать для галочки в последний вечер. В чем проблема? Дело в том, что многие идеи таких проектов можно, условно говоря, реализовать за 24 часа интенсивной работы. А на деле, имея срок в несколько месяцев, ребята начинают откладывать процесс на потом (времени-то вагон) или просто боятся начать (тема-то страшная), результатов деятельности не видно, подкрепления мотивации нет, проект затухает. Я называю это «хакатонным эффектом», когда проект можно реализовать за один хакатон, но почему-то уходит куча времени. Например, ребята берутся делать замок с авторизацией по отпечатку пальца, все горят идеей, но вместо того, чтобы начать работать, все тянут время — сдавать ведь через года. В итоге через полгода ничего нет, а если бы начали делать сразу — работало бы уже через неделю. Основой кайф в проектной деятельности — это видеть результат своей работы здесь и сейчас, а чтобы увидеть результат — нужно сесть и работать. Чем больше интенсивность, тем больше результатов, тем больше кайфа. Именно поэтому курс из краткосрочных забегов мы считаем куда более эффективным для начинающих, чем детальный долгосрочный проект.

Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей