Написать в блог
ОРКСЭ. Огласите весь список, пожалуйста!

ОРКСЭ. Огласите весь список, пожалуйста!

Мнение специалиста.
Время чтения: 5 мин

ОРКСЭ. Огласите весь список, пожалуйста!

Мнение специалиста.
Время чтения: 5 мин

Введённый несколько лет назад в российские школы предмет ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) вызвал бурю неоднозначных эмоций и продолжает будоражить умы родителей, учителей и методистов. Реакция на появление религии в школах колеблется от резко отрицательной до полного восторга. Редактор Гаяна Абрамян и автор учебника по православию Алексей Мураевьв — о том, нужно ли в принципе преподавать религию в школе и продлевать её изучение на несколько лет.

Все, у кого есть возможность, уже высказались по этому поводу. Ясное дело, что почти каждый житель нашей идеологически подкованной страны считает себя если не специалистом, то по крайней мере очень сведущим в этом вопросе. Проблема только в том, что как обычно бывает в таких случаях, спорим с пеной у рта, но не о том.

Вопрос не в том, хорошо это или плохо, когда религия появляется в школе — это вообще не должно быть темой для обсуждения. У нас в стране светское образование, а все желающие дать ребёнку иное представление о мироустройстве могут пользоваться услугами специализированных учебных заведений.

Поэтому, на мой взгляд, изучение в школе предмета ОРКСЭ может быть в единственно возможном аспекте — культурологическом

И именно этот аспект считается основным и единственным принципом преподавания, как заявляет ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — Прим. авт.), утверждённый министерством образования и науки Российской Федерации. Преподавание ОРКСЭ в школе ориентировано на общее знакомство с традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями и выдающимися представителями. И нигде не написано, что какой-то из модулей (а их шесть!) ориентирован на догматическую подготовку будущих приверженцев той или иной религии. Другое дело, как именно будет рассматриваться учебный материал. К сожалению, некоторые особо рьяные деятели от образования хотят быть святее папы римского и буквально готовят паству, всеми силами желая «осчастливить и спасти» всех поголовно. Огромное значение имеет личность учителя, его способность широко мыслить, общая эрудиция и готовность к открытому диалогу.

Безусловно, школьники многонационального и многоконфессионального государства могут и должны изучать культурное наследие своей страны и знания основ мировых религий будут этому способствовать.

Другое дело, надо ли давать такой сложный предмет в начальной школе (сейчас его изучают в 4 классе), готовы ли 9-10-летилетние дети воспринимать сложные философские истины и абстрактные понятия

Предмет уже учат в 4 классе. Хотя этого оказалось недостаточно и теперь его хотят продлить сначала до 6-го, в перспективе до 9-го, а если «повезет», то и до 11 класса. Я уже не говорю о том, что подобные темы так или иначе должны раскрываться на уроках литературы, истории и МХК, но даже в качестве отдельного предмета, растянутого на несколько лет, он явно предполагает выйти за рамки культурологической освещаемости.

Сложность ещё и в том, что, с одной стороны, родители не всегда могут рассказать детям о религии предков и рады прибегнуть к помощи школы, с другой — эти же родители не всегда могут проследить, что именно и в какой форме их детям преподносится на уроках, и вовремя скорректировать момент, когда культурный феномен норовит превратиться в клерикальный. Важен и учебник, по которому преподают. Авторам некоторых учебников удаётся остаться в рамках культурно-исторических сведений, у других явно прослеживается цель склонить к вере в рамках представлений РПЦ. В любом случае весь процесс должен быть под чутким контролем родителей.


А вот, что корреспонденту НИУ ВШЭ Анастасии Чумак рассказал Алексей Муравьёв, автор одного из учебников ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), кандидат исторических наук и преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова.

Алексей Владимирович, объяснить маленькому человеку, кто такой Бог, что такое вера, церковь, — задача сложная, насколько тяжело вам было с ней справиться, на какие принципы вы опирались?

Непросто. Наверное, есть специалисты, которые смогли бы рассказать детям про Бога красноречивее, чем я. И это чисто религиозные деятели, например, священник или имам могут рассказать детям про религию более подробно, но в их изложении учебник неизбежно приобрел бы элемент призыва примкнуть к той или иной пастве. К сожалению, когда ты встроен в систему конкретной религии и служишь ей, очень тяжело оставаться беспристрастным. Но призывать детей пойти в церковь — не моя функция и не задача конкретного учебника. Опираясь на свой профессиональный опыт исследователя восточных религий и личный родительский опыт, я рассказывал о православной культуре, отвечая на возможные вопросы ребёнка, кто такие верующие, что они делают в церкви, зачем им обряды и так далее. Я пытался нарисовать некий обобщённый портрет верующего православного христианина, и уже через него рассказать о религии в целом.

Для меня вера (религия) сугубо личное дело, я не считаю себя вправе навязывать её кому-либо и не считаю школу местом, где должна осуществляться какая-либо религиозная пропаганда. Я также уважаю чувства людей, которые не относят себя ни к какой религии или еще не определились с этим вопросом. Но ведь и курс ОРКСЭ в целом не предназначен для того, чтобы воспитывать православных христиан, мусульман, буддистов и так далее. Этим занимаются другие организации, воскресные школы, например.

У многих до сих пор возникает вопрос, зачем вообще ОРКСЭ был введён в школы?

Ответ на этот вопрос у меня появился только сейчас. В этом курсе дети из верующих религиозных семей и дети, чьи родители не верят в Бога, смогут найти для себя что-то полезное и интересное. Понимаете, даже если ребёнок из семьи атеистов, ему будет полезно узнать о культуре и традициях соседа по парте. Потому что исторически так сложилось, что мы живем в многонациональной стране. В такой ситуации я бы рекомендовал выбрать модуль «Основы всех мировых религий». Если ребёнок воспитывается в православной традиции, то из модуля «Основы православной культуры» он сможет почерпнуть дополнительные сведения. Дело в том, что воскресные школы больше ориентированы на то, чтобы научить человека думать в определённой парадигме, а вот информационная сторона вопроса часто оставляет желать лучшего. Этот курс должен научить в числе прочего вниманию к другому человеку и его внутреннему миру.

Не только в многонациональной стране, но и приверженцы православной традиции все очень разные…

Да, и все они не очень умеют договариваться друг с другом. Написать учебник, который смог бы удовлетворить как представителей Русской православной церкви (РПЦ), так и старообрядцев и приверженцев других направлений православной традиции было для меня настоящей сверхзадачей. В этом учебнике вы не увидите портреты патриархов, митрополитов и так далее, я намерено избегал любых намеков на современную прагматику. К слову, после раскола церкви в XVII веке (реформа патриарха Никона) у новообрядцев появились свои почитаемые Святые, например, Серафим Саровский, а у старообрядцев остались свои — Протопоп Аввакум и другие. В учебнике я сохраняю нейтралитет и пишу про Святых, общих для всех православных. Я как автор смотрел на ребёнка не как на объект индоктринации (насильственное навязывание какой-либо религиозной традиции), а как на человека, с которым можно и нужно вести диалог. И цель этого диалога рассказать про культуру, красоту, этику, эстетику, в частности через изобразительный ряд. Современные дети сейчас больше смотрят на картинки, нежели на текст, поэтому иллюстрации — важная часть детской книги. Иллюстрации мы с замечательным архитектором и художником Борисом Кисельниковым подбирали, основываясь на древнерусском, восточно-христианском искусстве.

Как бы вы прокомментировали ситуацию, когда дети из религиозных семей, услышав, как им трактуют православную традицию в школе, просто уходят в отрицание всех религиозных идей?

Такая проблема возникает, когда люди приходят в церкви без особого понимания, зачем им это нужно, по принципу — «все идут и я иду». Но ведь религия, вера — это не про исполнительство, а про образ жизни. Дети часто не понимают, зачем им носить крестик, ходить в церковь, но исполняют требования мамы, пока это их не ущемляет. Конечно, услышав в школе, к примеру, про то, что в Великий пост христианам не рекомендуют кушать мясо и молоко, ребёнок ответит: «Нет, мне это не надо». И мама, которая сама не очень понимает, зачем все это, может только апеллировать к слову «надо». А это, как известно, вызывает протест.

И это в более широком смысле вопрос к тому, как устроена наша современная религиозность в целом. У нас сегодня некий продукт постсоветского религиозного пространства, которое с точки зрения классической религиозной системы во многом ущербно. Идеалы СССР были разрушены, вместо них ничего не появилось, решили вновь опереться на религию, которую «вытрясали» из населения 80 лет, за это время успели вырасти целые поколения людей с очень пространными, обрывочными религиозными представлениями. И где теперь взять подлинную религиозность не знают даже многие священники. Там, где нет живой традиции, но есть насаждение догм, происходит то, что у нас есть сегодня — исполнительство вместо осмысления.

Как вы относитесь к идеям продлить курс «Основы религиозных культур и светской этики» до старших классов школы?

Я думаю о такой перспективе с тоской, потому что наши учебники для этого совершенно не предназначены. Пытаясь ввести религию в школах, мы рискуем прийти к полному нигилизму, потому что наши учителя не смогут рассказать о ней увлекательно, а позвать в класс батюшку — неправильно. Однако считаю, что диалог, даже с теми, чьи чувства и взгляды ты не разделяешь, полезнее жесткого оппонирования и отрицания. Надо посмотреть, какую предложат концепцию «продвинутому» курсу. Если задача всего этого встраивание детей в какую-то религиозную рамку, я против.


Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей